Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

SMM в Беларуси. Где наша аудитория и как с ней общаться?

Digital digest

Социальные сети уже давно вошли в нашу повседневную жизнь. Можно даже сказать, что мы проживаем две жизни – реальную и виртуальную. Общение стало ближе, мы знаем, что съел на завтрак наш друг в Канаде или сколько километров пробежал бывший одноклассник в Новой Зеландии. Социальные сети стирают границы и разрушают барьеры для общения.

Социальные сети сегодня не просто средство общения или обмена информацией. Это мощный инструмент продвижения вашего бизнеса, важная часть цифровой стратегии в компании, при правильном подходе, конечно. Как сделать SMM эффективным инструментом, разбираемся сегодня в нашем выпуске DD.

Прежде всего, давайте разберемся с понятиями.
Что такое SMM?

SMM – Social Media Marketing – способ продвижения продуктов, товаров и услуг в интернете при помощи социальных сетей, форумов и блогов. Сегодня SMM считается достаточно перспективным направлением. Почему? Ответить на этот вопрос нам поможет статистика:
 
  • Проникновение интернета в Беларуси сегодня выше 70% (средняя цифра по миру- 55%, самое высокий показатель в скандинавских странах – выше 90% по данным We Are Social)
  • 91%  пользователей Беларуси ежедневно заходят в интернет*.
  • 72% интернет-аудитории  используют социальные сети*.
  • Самые распространенные социальные сети у нас: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram

Аудитория соцсетей в Беларуси, млн.чел


*Gemius Fusion Panel,  12/2018


В каждой соцсети есть свое ядро целевой аудитории, распределение по возрастам и полу. Самая молодая аудитория предпочитает VK, а более зрелая – OK. Как правило, мы с вами пользуемся двумя или тремя соцсетями, но предпочтение отдаем какой-то одной.
 

Например, профайл аудитории в FB и Instagram выглядит так:

профайл аудитории в FB и Instagram
*Gemius Fusion Panel

 

Как продвигать компанию в социальных сетях? 

На первый взгляд, это достаточно просто. Есть основные принципы и инструменты, используя которые вы можете все сделать самостоятельно. Создаем контент, публикуем его в социальных сетях и начинаем привлекать подписчиков = потенциальных клиентов. 
 
Как продвигать компанию в социальных сетях?
Источник: reklamaplanet.ru

Каким должен быть контент, чтобы привлекать потенциальных клиентов, стимулировать их делиться новостями, оставлять свои комментарии и повышать лояльность к бренду компании?
 

Правило № 1. Интересный контент

Завлекающий и яркий контент выбивается из общей ленты, цепляя внимание. Если ваш контент является таковым, то скорее всего его будут распространять сами пользователи, отправляя друзьям, знакомым и коллегам. 
 
Тизеры, анонсы, фотоотчеты… Это тоже контент! И всё о продукте, товаре или услуге, чем можно поделиться, будет увеличивать возможность «зацепить» клиента.
 

Правило №2. Регулярность и общение с аудиторией

Регулярный. Один пост может запомниться, но серия из нескольких информативных постов сработает лучше. Частота постов может быть разной, в зависимости от специфики компании, в среднем 2-3 поста в день, но один пост в неделю – этого точно мало.
 
Общение с аудиторией. Социальные сети работают «взаимно», то есть в обе стороны: компания не только «вбрасывает» контент, но и получает фидбэк – ответы, жалобы, просьбы, пожелания в комментариях, в личных сообщениях или даже в отдельных постах отдельных пользователей. Если компания даёт обратную связь своим фолловерам, то велика вероятность, что узнаваемость и последующая преданность бренду возрастут. 
 

Золотое правило № 3. 70/30

Многие крупные компании работают по схеме 40/30/20/10 
Публикация контента в течение недели в соответствующих пропорциях:
 
  • 40% - развлекательный контент (шутки, цитаты, веселые видео) и общение с клиентами, 
  • 30% - продающий контент,
  • 20% - вовлекающий контент (опросы, просьба отреагировать комментарием, «лайк, если было»). Этот компонент является одним из самых важных, потому что ваши посты будут чаще появляться в ленте фолловера только в том случае, если он активно взаимодействует с вашим аккаунтом. 
Мнение SMM-специалиста: «Для продвижения в социальных сетях важно не только составить гармоничную картинку, но и правильно использовать таргет, хештеги. Чтобы продвигать бизнес в социальных сетях недостаточно просто выставлять публикации. Какими бы красивыми они ни были, куда более важно увеличивать охват аудитории. Из-за большой конкуренции и нескончаемой рекламы это делать все сложнее и сложнее».
 
  • 10% - обучающий, информативный контент, в котором рассказывается не только о том, как работает ваш продукт, но и о сфере и её механизмах в общем.
Вторая распространенная схема для публикаций 70/30

  • 70% - микс из разных типов контента (развлекающий, вдохновляющий, информационный и т.д.),
  • 30% - продающий.
Изучив эти схемы можно прийти к одному золотому правилу: продающий контент должен присутствовать не более, чем в 30% ваших публикаций! Важно помнить, что в основном люди приходят в социальные сети чтобы развлечься, обучиться или расслабиться, «отвлечь» мозг. Слишком ярко выраженная, назойливая реклама сильно раздражает, поэтому часто пролистывается. Задача бизнеса — подстроиться под общую среду и сделать свои ключевые месседжи веселыми и интересными, чтобы пользователям хотелось на них останавливаться. 
 

Алгоритмы работы соцсетей

У каждой социальной сети есть свои «фишки» и возможности.
 
«Вконтакте».

Вконтакте

• Широкие возможности для размещения мультимедийного контента: музыка, опросы, видео, документы и пр.
• «Форумные» инструменты (ветки обсуждений).
• Максимально широкий охват.
• Молодая и активная аудитория.

Важно так же помнить о том, что у каждой социальной сети свой алгоритм работы.
 
У большинства пользователей Вконтакте лента настроена таким образом, что сначала показывает наиболее новые посты, при этом после того, как Вконтакте недавно изменили алгоритм, лонгриды (большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов) стали намного популярнее коротких постов, особенно если к ним добавлены фото или картинки.
 
«Одноклассники»

Одноклассники• Активная аудитория.
• Привлечение качественного траффика.
• Неизбалованность аудитории присутствием брендов.
• Большие возможности для продвижения приложений.
• Можно высылать личные приглашения, которые не воспринимаются как спам. 

В Одноклассниках самым популярным контентом остаются фото. В основной ленте новостей приоритет получает контент, вызвавший больше всего реакций (классов, комментариев, перепостов) у пользователей. «Умный» алгоритм ленты Одноклассников запустился еще в 2015 году, а год назад в него были внедрены нейросети, которые работают для категории «Рекомендации», отбирая новый интересный контент, который пользователь не получил бы в своей ленте новостей и который должен вызывать у него наибольшее количество эмоций. Алгоритмы ленты рекомендаций находят новых авторов и тематики, отслеживают тренды популярного контента в соцсети, находят и предлагают пользователю новые форматы публикаций. В новой ленте также работает система защиты уникальных авторов: их контент получает больше охвата, чем перепосты.
 
«Facebook»

Facebook• Удобная система распространения видео.
• Широкие возможности рекламного продвижения для  выделения  контента в ленте.
• Возможность привлечения лидеров мнения для продвижения.
• Удобный инструмент для контент-маркетинга, генерации траффика на сайт.
• Возможности размещения статей как внутри соцсети, так и «мгновенных» статей.  

В Facebook, вопреки распространенному мнению о том, что лонгриды «расходятся» лучше, сейчас более популярны короткие посты, но доподлинно известно, что самый большой вес у видео. Соцсеть старается развивать собственную видеоплатформу Facebook Watch и значительно продвигает записи с видео. Чтобы адаптировать ролик под формат Facebook, его нужно сделать квадратным и добавить субтитры. Контент распространяется лучше среди друзей: каждый пользователь, открывая Facebook, видит подборку в зависимости от того, как часто он туда заходит. Если каждые пять минут — лучшее за пять минут, если раз в месяц — лучшее за месяц. Также если пользователь интересуется конкретной темой, то соцсеть предлагает ему посты по данной тематике. Нейросеть Facebook понимает текст, ключевые слова, а также что изображено на фото.
 
 
«Instagram»

Instagram• Удобная платформа для размещения визуального контента.
• Высокий % просмотра контента среди подписчиков, высокая вовлеченность.
• Широкие возможности бесплатного продвижения.  

Instagram - одна из самых прогрессивных соцсетей, которая быстро развивается и увеличивает свою популярность. Главная ее особенность – визуальный контент, который воспринимается в десятки раз лучше текстового. Пользователи сети Инстаграм демонстрируют активность во взаимодействии между с собой и с коммерческими брендами. Все это приводит к выводу: Инстаграм обеспечивает возможность получения моментальных конверсий, если идёт продвижение товаров (одежда, декоративные товары, косметика и пр.). SMM в Инстаграме работает с помощью таких инструментов, как качественные и красивые фото, хештеги, кросспостинг (подробнее о нём читайте ниже).
 
 

Мнение эксперта

Небольшая классификация алгоритмов Игоря Давыдова, основателя, SMM-директора digital-студии Groovika.
 
Игорь Давыдов

«Я разделяю алгоритмы ранжирования ленты новостей на два типа: «мифические» и «технические».

Мифические алгоритмы связаны, например, с тем, что охват постов специально урезается самими соцсетями, а поэтому необходимо продвигать посты. Это хорошая подводка, чтобы взять с клиентов деньги за продвижение постов. Но в реальности я вижу это так: контента стало реально много, потому что практически у каждой условной заправки есть страница в соцсетях. Повысилась конкуренция и битва за место в ленте новостей, поэтому чтобы завоевать внимание пользователя, надо сделать конкурентоспособный контент, как бы пафосно это ни звучало. По поводу особенностей технических алгоритмов — мы реально столкнулись лишь с тем, что посты со ссылками на YouTube практически не ранжируются, и даже могут не пройти модерацию при продвижении».
 
*В какое время суток лучше выкладывать свой пост? Это вопрос горячо обсуждаемый, однако все чаще и чаще специалисты говорят о том, что время «выкладки» поста уже не имеет такой роли, как раньше в связи с изменениями работы алгоритмов соцсетей. 
 

Почему это работает? 

SMM как метод продвижения популярен за счёт того, что:
а) сообщениям через социальные сети люди могут доверять больше, потому что в сетях они общаются в основном с друзьями,
б) целевая аудитория выбирается эффективнее, а точнее – вас выбирают и на ваши страницы подписываются,
в) информация быстрее доносится до нужного количества человек и не раздражает – пару кликов – и пост уже в ленте, а фолловеры рады прочитать или увидеть что-то новое от любимой компании.
 

Где это работает? 

В октябре по заказу «Лаборатории Касперского» аналитическая компания Online Market Intellegence провела массовый опрос среди интернет-пользователей. Полученные данные позволили узнать, какая социальная сеть в Беларуси является самой популярной. Ей оказалась «Вконтакте» - 90% опрошенных отдали ей предпочтение. На строчке ниже оказался сервис YouTube (85%). На третьей строчке— «Одноклассники» (60%), потом следуют Instagram (59%) и Facebook (55%).
 

Как оценить эффективность SMM-кампании? 

Лучшим решением будет регулярное проведение SMM-аудита с изучением следующих показателей:
 
Ежемесячное увеличение количества подписчиков.
Вовлеченность пользователей, активность их участия в жизни сообщества.
Количество посещений группы новыми пользователями.
Количество пользователей, которые посетили сайт, перейдя из социальных сетей.
Увеличение количества положительных упоминаний о вашем бренде в Сети.
 
Не забывайте, что эффективность – это достижение поставленных целей, поэтому важно определить, на что будет нацелена рекламная кампания, и как вы будете измерять успех.