Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Регионы предложили 16 идей, чтобы Беларусь расцвела и за МКАДом

Исследовательский центр ИПМ совместно с региональными партнерами KEF при поддержке региональных офисов Бизнес-школы ИПМ и региональных центров Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики провел с 19 по 28 июня 2019 года региональные дискуссии "Возможности и перспективы регионального развития в меняющихся экономических условиях".

Идеи, высказанные участниками дискуссий, директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик обобщил в материале "Окно возможностей или последний шанс? Несколько идей о том, что помогло бы раскрыть потенциал белорусских регионов", с полной версией которого можно ознакомиться на сайте KEF.by
 
Александр Чубрик


Отвязать СЭЗ от территорий

1. Сейчас выгодами от регистрации в СЭЗ могут воспользоваться лишь те компании, которые будут инвестировать в территории, входящие в СЭЗ (размещены в основном в относительно крупных и развитых городах). Это ведет к централизации инвестиционных потоков в областных центрах и крупных городах и ограничивает возможности развития СЭЗ (суммарное число резидентов СЭЗ, существующих с середины 1990-х гг., меньше числа резидентов ПВТ). Предоставление возможности компаниям независимо от их территориального размещения становиться резидентами СЭЗ соответствующих областей позволило бы привлечь инвестиции в менее развитые территории и обеспечило бы доступ местных органов власти к ресурсам государственной инвестиционной программы на финансирование соответствующей инфраструктуры.
 
2. Также целесообразно было бы объединить поддержку бизнеса в рамках Декрета №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» и поддержку в рамках СЭЗ, поскольку это расширило бы возможности планирования инфраструктуры, в том числе образовательной, для нужд резидентов таких «СЭЗ в расширенном определении». Кроме того, правовой режим СЭЗ и правовой режим, установленный Декретом №6 для малых городов и сельской местности, целесообразно расширить, дополнив его положениями разделов 4 и 5 Декрета №8 «О развитии цифровой экономики».
 
3. Также целесообразно было бы создать на базе каждой СЭЗ аналог «одной станции», применяемой в индустриальном парке «Великий камень», причем представителей соответствующих органов государственного управления следует наделить полномочиями принятия подавляющего большинства решений на местах. Это позволит радикально сократить сроки согласований, сопутствующих реализации инвестиционных проектов, и повысит инвестиционную привлекательность регионов. Кроме того, региональные отделения Белорусской торгово-промышленной палаты могли бы обеспечить образовательную поддержку, гарантирующую владение всего руководства СЭЗ и представителей «одной станции» в каждой СЭЗ как минимум английским языком.
 
4. Участники дискуссий неоднократно отмечали низкую эффективность существующих мер государственной поддержки предпринимательства. Вероятно, по-настоящему востребованным в настоящее время может оказаться только такой инструмент как гарантийный фонд, а также (при условии вывода из-под юрисдикции Государственного комитета по науке и технологиям и значительной ревизии принципов предоставления финансирования) Белорусский инновационный фонд. Остальные ресурсы, выделяемые из бюджетов на эти цели, можно было бы направить преимущественно на обеспечение быстрого доступа к инфраструктуре у инвестиционных проектов, реализуемых резидентами СЭЗ (это позволило бы уменьшить пороговый размер инвестиций резидентов СЭЗ, при котором средства на развитие сопутствующей инфраструктуры выделяются из бюджета).
 

Областям нужны лоукоусты

5. Централизация ресурсов и сервисов в г. Минске радикально ограничивает возможности развития регионов. Типичным примером является недоиспользование возможностей безвизового режима. Если не считать ряда приграничных территорий, то безвизовый режим действует не между Беларусью и странами из соответствующего списка, а между этими странами и г. Минском, поскольку «точкой входа» в страну является только национальный аэропорт «Минск». В то же время в каждом областном центре есть международные аэропорты, которые могли бы принимать иностранцев в рамках безвизового режима, что упростило бы доступ иностранных туристов к местным туристическим объектам, «оживило» бы региональные аэропорты и помогло бы упростить логистику перемещений внутри страны . Но самое главное, что распространение безвизового режима на региональные аэропорты с налаживанием авиасообщения обеспечило бы развитие туризма в регионах.
 
6. Второй негативный эффект от централизации авиаперевозок состоит в том, что значительная часть белорусских туристов (причем из регионов не в меньшей степени чем из г. Минска) – десятки тысяч человек в год – летают рейсами лоукостеров из аэропортов Польши и Литвы. Запуск лоукостеров из региональных аэропортов даже если и не принес бы существенных прямых доходов в виде аэропортовых сборов, обеспечил бы значительные частные инвестиции в туристическую и торговую инфраструктуру в региональных аэропортах и позволил бы оставить существенные ресурсы белорусских туристов в стране. Ни национальный авиаперевозчик, ни национальный аэропорт «Минск» не понесли бы значимых потерь, поскольку белорусские туристы, летающие лоукостерами из соседних стран, не являются их целевой аудиторией.
 
7. Допуск лоукостеров к региональным аэропортам придал бы смысл проведению их модернизации (возможный источник финансирования – Всемирный банк или ЕБРР). При обеспечении комфортных условий для развития сопутствующего бизнеса (магазины беспошлинной торговли, гостиницы, общественное питание, стоянки, каршеринг, локальные медицинские услуги и прочее) такие инвестиции позволили бы создать сотни рабочих мест в каждом региональном аэропорту и обеспечить налоговые поступления от этих бизнесов и туристов. Кроме того, это помогло бы развитию придорожного сервиса вдоль трасс, ведущих из Минска к областным центрам (например, новой трассы М6), обеспечив увеличение транспортного потока в направлении региональных аэропортов. Все налоговые поступления от сопутствующих бизнесов и авиаперевозок целесообразно целиком оставлять в местных бюджетах, что укрепит стимулы местных органов власти к развитию благоприятной среды для бизнеса в регионах.
 

Меньше налогов, проще администрирование

8. Участники дискуссий отметили целый ряд проблем, с которыми сталкиваются белорусские компании при реализации своих проектов:
 
  • Сложность и длительность подключения к электросетям и другой инфраструктуре
  • Длительность и сложность процедур по открытию объектов общественного питания, получения лицензий в сфере здравоохранения и т.п.
  • Несоответствие существующей документации реальному состоянию продаваемых производственных помещений и других объектов государственной собственности и земельных участков длительная и дорогостоящая процедура оформления корректной документации
  • Сложности с вводом в эксплуатацию объектов недвижимости владельцами агроусадеб, жесткие санкции при выявлении «самовольного» строительства
  • Существующие ставки налогов на недвижимость и землю запретительно высокие на старте бизнес-проектов.
В связи с этим можно предложить, во-первых, начать работу по приведению документации на все объекты государственной собственности и соответствующие земельные участки в соответствие с их реальным состоянием. Во-вторых, Совет по развитию предпринимательства мог бы предложить бизнес-ассоциациям и общественным объединениям подготовить проекты указов по упрощению упомянутых и других административных процедур, которые рассматриваются бизнесом как важные барьеры для инвестиций и деятельности, а также инициировать внесение правок в налоговый кодекс по изменению режима налогообложения отчуждаемых объектов государственной собственности и земельных участков.
 

Вспомнить принципы магдебургского права

9. Для обсуждения предлагались такие варианты административно-территориальной реформы как упразднение областного уровня с переходом к 25-ти административно-территориальным единицам, основанным на «центрах притяжения» и принципе часовой доступности социальной инфраструктуры и рабочих мест, а также присоединение самых малочисленных районов к более крупным. Выгоды от укрупнения для раскрытия потенциала регионального развития участникам дискуссий кажутся неочевидными (сопутствующая экономия бюджетных средств не связана с раскрытием потенциала), а негативные последствия очевидны. Речь идет об оттоке рабочей силы из периферийных территорий в новые районные/ территориальные центры, которая поставит под вопрос возможность оказания базовых социальных услуг в присоединенных территориях. Однако наиболее существенным негативным эффектом подобной реформы является дополнительная неопределенность: для участников дискуссий было очевидно, что столь непростая реформа породит много сложностей, связанных с вопросами полномочий и сфер ответственности местных органов власти, административными процедурами, взаимоотношениями с республиканскими органами власти и т.п. На фоне существующей экономической неопределенности все это могло бы парализовать экономическую активность. Проводились параллели с присоединением убыточных предприятий к прибыльным, результатом которых, как правило, становилось разрушение финансов ранее эффективного предприятия. Поэтому административно-территориальная реформа подобного рода выглядит как минимум преждевременной.
 
10. В то же время участники дискуссий во всех городах говорили о возможностях, которые могло бы открыть введение реального местного самоуправления. По их мнению, даже областные исполнительные комитеты серьезно ограничены в самостоятельности, а большинство их решений принимаются скорее «во исполнение» поручений вышестоящих органов, нежели продиктованы насущными потребностями регионов. Выборность руководителей местной исполнительной власти наряду с фискальной децентрализацией, по мнению участников дискуссий, увеличили бы у местных органов власти стимулы для активизации работы по привлечению внутренних и внешних инвесторов, а у местного бизнеса, населения и гражданского общества – вовлеченность в развитие своего региона.
 
11. Одним из вариантов развития местного самоуправления мог бы стать современный аналог магдебургского права, основным принципом которого (очень упрощенно) было бы предоставление городу (территории) самоуправления и особого правового режима в обмен на выплату в центральный бюджет единого денежного налога. Отдельные элементы этой идеи (но без важнейшего – самоуправления) пытаются применять в некоторых регионах Беларуси (например, в Орше). В XIV–XVI вв. магдебургское право дало колоссальный стимул развитию городов, а сейчас могло бы стать вариантом безболезненной и постепенной реформы административно-территориального управления страны и даже основой региональной политики.
 

Дать вузам автономию

12. Низкое качество высшего и среднего специального образования стало общим местом – об этом говорят и представители местного бизнеса, и преподаватели университетов. Наличие высшего образования у молодого специалиста с точки зрения работодателя перестает быть критерием качества специалиста. Проблема коренится в том числе в принципах управления белорусскими вузами. Отсутствие реальной автономии университетов существенно ограничивает их гибкость, столь необходимую для подготовки востребованных специалистов. Придание автономии вузам стало бы важным условием повышения качества высшего образования в регионах, поскольку помогло бы как минимум повысить гибкость вузов, привлечь инициативных преподавателей и менеджмент и обеспечить лучшую связь вузов с бизнесом.
 
13. Профессиональная переподготовка на базе центров содействия занятости тоже имеет ограниченную полезность, как для работодателей, так и для тех, кто ищет работу, поскольку ориентирована главным образом на традиционные низкооплачиваемые специальности. Функции местных центров содействия занятости чаще всего сводятся к сбору информации о вакансиях на местном уровне и предложению их лицам, ищущим работу. В то же время регионы Беларуси обладают высококачественной цифровой инфраструктурой, позволяющей работать и обучаться дистанционно, то есть выходить на национальный и даже на глобальный рынок труда. Однако местные центры занятости в нынешнем виде не могут обеспечить необходимое обучение.
 
14. Пробел можно восполнить, используя возможности цифровой инфраструктуры и развивая сотрудничество региональных центров занятости в профессиональной и образовательной сфере с администрацией и резидентами ПВТ. Для этого можно было бы отобрать пилотные центры занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда, оснастить классы современными компьютерами и системой конференцсвязи для коммуникации с учебным центром ПВТ в Минске и между собой (здесь может быть привлечено финансирование со стороны международных организаций или Администрации ПВТ), отобрать и обучить местный персонал работе с оборудованием, а также основам кодирования, презентационным навыкам и т.п. На первых порах местный персонал выступал бы в качестве помощников дистанционных преподавателей из ПВТ в рамках специальных учебных программ, разрабатываемых под запросы компаний – резидентов. Впоследствии региональные центры содействия занятости могли бы развивать сотрудничество с местными школами и другими учебными заведениями, в том числе в области профессиональной ориентации и обучения предпринимательству школьников и учащихся. Кроме того, большую роль на местных рынках труда могли бы играть СЭЗ, развивая сотрудничество с региональными вузами и другими учебными заведениями для подготовки специалистов с учетом нужд компаний – резидентов.
 

Властям научиться общаться

15. Одним из общих замечаний является пренебрежение к основам коммуникации и информационной безопасности во многих органов государственного управления (это касается как центральных, так и местных органов власти и государственных организаций). Создание типовых современных веб-сайтов и установление единых принципов наименования адресов электронной почты, а также правил корпоративной переписки укрепит информационную безопасность и улучшит имидж органов власти. Принятие коммуникационной политики и следование ее принципам будет способствовать укреплению доверия к органам государственного управления (примером может послужить Национальный банк и его коммуникационная политика и политика в сфере информационной безопасности).
 
16. Среди других предложений, высказываемых участниками дискуссий, можно выделить (1) либерализацию миграционного законодательства (для восполнения дефицита рабочей силы и предпринимателей за счет притока мигрантов из таких стран как Украина и Казахстан) – вероятно, этот инструмент по аналогии с ПВТ можно применять как минимум в СЭЗ. Также предлагались простые (2) меры по развитию местного туризма, например, налоговый вычет на величину расходов на изучение иностранного языка. Кроме того, отмечалось, что более активное использование международной технической и гуманитарной помощи может способствовать развитию регионов и дополнять государственную систему социальной помощи уязвимым группам населения, поэтому местным органам власти следовало бы (3) максимально благоприятствовать развитию местного гражданского общества, не аффилированного с государством. Наконец, были упомянуты некоторые отраслевые особенности. В частности, было отмечено, что предприятиям деревообработки нередко выгоднее использовать российский лес в качестве сырья, поскольку нет уверенности в том, что белорусские поставщики обеспечат бесперебойные поставки сырья – нужны (4) долгосрочные контракты. Аналогичная проблема упоминалась в сфере переработки отходов, где экономическая эффективность напрямую зависит от объемов и стабильности поставок.
 
KEF
 
Еще больше статей в Региональном Дайджесте>>>