Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Анастасия Лузгина

Господдержка по новым правилам

Вместо льготных кредитов предприятиям обещают корпоративное управление на основе международного опыта.

В настоящее время белорусское правительство изучает ситуацию в отношении условий и результативности финансовой поддержки государства, предоставляемой госпредприятиям, а также предприятиям с государственным участием. В частности, премьер-министр Сергей Румас заявил, что в 2019 г. особое внимание будет уделяться повышению эффективности работы и конкурентоспособности государственного сектора экономики. Он отметил, что если предприятие получило господдержу, но при этом не достигло запланированных целей, оно не сможет более рассчитывать на помощь государства.
 

Денег станет меньше

Следует пояснить, что в соответствии с Указом Президента №106 от 23 марта 2016 г. «О государственных программах и оказании государственной поддержки» финансовая помощь со стороны государства может предоставляться в рамках реализации государственных программ на эффективные инвестиционные проекты. Такого рода поддержка может выделяться в качестве возмещения за счет бюджетных средств на условиях конкурса части расходов на покупку технологического оборудования и запасных частей, а также путем предоставления на конкурсной основе кредитов Банком развития. Дополнительная финансовая помощь со стороны государства вне перечисленных выше оснований может быть оказана только в исключительных случаях по решению Президента Республики Беларусь на условиях платности, срочности и возвратности.
 
Однако теперь эти правила, судя по всему, подвергнутся существенной корректировке. Указом Президента №10 от 10 января т.г. были внесены изменения в действовавший порядок предоставления государственной поддержки. В соответствии с новыми условиями Банк развития по-прежнему будет вправе выдавать кредиты по конкурсу, но при этом наблюдательный совет Банка обязан согласовывать ставки по льготным кредитам с Советом Министров Республики Беларусь.
 
Главное изменение коснулось бюджетных займов, выдача которых теперь будет возможна только в исключительных случаях по решению Президента на реализацию инвестиционных проектов, прошедших государственную экспертизу и имеющих положительное заключение. Положения Указа №10 начнут действовать через три месяца после официального опубликования данного документа. То есть прямая финансовая помощь для предприятий со стороны государства постепенно сокращается. Взамен планируется сделать упор на рост эффективности и прибыльности работы государственного сектора, в том числе за счет повышения качества управления хозяйственными обществами с государственной долей.
 

Советы директоров и другие изменения

Проблема эффективного руководства госкомпаниями поднимается в Беларуси уже не первый раз. Ее решение может быть достигнуто лишь за счет повсеместного внедрения передового опыта в сфере корпоративного управления. 
 
В соответствии с общим определением, которое дает Международная финансовая корпорация (IFC - от англ. International Financial Corporation), корпоративное управление определяется как «совокупность структур и процессов, с помощью которых происходит руководство компаниями и контроль за их деятельностью». В настоящее время в республике уже реализуются пилотные проекты по внедрению успешных практик корпоративного управления в хозяйственных обществах с государственной долей.
 
Но современное корпоративное управление предполагает наличие ряда управляющих органов, а именно - Совета директоров (Наблюдательного совета) и непосредственно руководителей - топ-менеджеров. И если функциональные обязанности руководства компаний не вызывают вопросов, то деятельность наблюдательных советов не всегда всем ясна. В мировой практике в их компетенцию обычно входят разработка и мониторинг реализации стратегии предприятия, участие в принятии наиболее важных решений (например, назначение руководящего состава, подписание крупных контрактов и т.д.).
 
Таким образом, наблюдательный совет является одним из ключевых органов, ответственных за эффективную работу предприятия. Однако в отечественной практике он не всегда играет активную роль в деятельности хозяйственного общества, часто занимая достаточно пассивную позицию. Поэтому белорусское правительство намерено повысить качество работы крупных предприятий с государственной долей в капитале, в том числе за счет назначения в наблюдательные советы в качестве представителей высших должностных лиц государства. Конечной целью этих нововведений должно стать повышение роли наблюдательных советов как органов, ответственных за разработку стратегий развития компаний и осуществляющих контроль за их реализацией.
 
В заключение следует отметить, что повышение результативности и прибыльности компаний, выход на их долгосрочное устойчивое развитие, действительно, не всегда требует крупных финансовых вложений. Основная роль в этом процессе должна отводиться правильно выстроенной системе управления предприятием. В свою очередь на качество корпоративного управления будет положительно влиять привлечение в органы управления предприятием высококлассных специалистов. В международной практике существует немало примеров эффективного корпоративного управления, в том числе в компаниях с государственным участием. Внедрение наиболее успешных практик и эффективно работающих моделей должно повысить уровень работы белорусских государственных предприятий и одновременно сэкономить бюджетные средства.
 
Данная статья опубликована в майском номере журнала "ДИРЕКТОР".