Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Бизнес-образование – основной инстинкт успешного бизнеса

Руководители и сотрудники, которые владеют современными технологиями управления, -  главный ресурс бизнеса. О том, как и зачем нужно развивать персонал, рассказал директор программы Executive MBA Бизнес-школы ИПМ Алексей Пушкарев.

Алексей Пушкарев

- Как вы считаете, каким компаниям необходимо бизнес-образование?
 
- Бизнес-образование нужно тем компаниям, которые хотят развиваться, становиться больше и прибыльнее, идти вперед. Если интереса к развитию нет, можно обойтись и без этого.
 
- Каким образом бизнес-образование может способствовать развитию компании?
 
- Бизнес-образование – это экономия времени и средств: изучили, поняли, применили – прибыльность компании возрастает. Оно дает компании технологии управления, а это возможность оптимизации процессов, снижения затрат и максимизации прибыли. Эти технологии наработаны опытом многих компаний (различных бизнесов). Зачем выдумывать что-то свое и совершать ошибки, за которые приходится дорого платить? Лучше воспользоваться чужим опытом, который уже проверен на практике. 
 
- Но есть же талантливые люди, которые действуют интуитивно и достигают больших успехов…
 
- Если человек действительно гениален  - возможно, ему и не надо тратить время на дополнительное образование. Но по-настоящему гениальных людей очень мало. Для 99.99% людей образование является важнейшим инструментом, который расширяет их возможности.
 
Помимо этого, даже если предположить, что руководитель гениален, обладает абсолютной интуицией и способен избегать ошибок, не стоит забывать о поговорке «Один в поле не воин». Бизнес – это командная работа. Потому что в конкурентной борьбе может победить только команда. Как бы ни был замечателен и удачлив лидер, выбранное им направление реализуют сотрудники. Для того, чтобы их развивать, необходимо бизнес-образование. 
 
- Кто должен получать бизнес-образование – топ-менеджеры или профильные специалисты?
 
- На Executive MBA мы видим тенденцию: после того, как диплом получил владелец или директор  компании, он присылает на обучение своих заместителей. После этого на специализированных программах обучаются менеджеры среднего звена и даже специалисты.  В результате команда разговаривает на одном языке и разделяет одни и те же ценности.
 
Но бизнес-образование нужно не только владельцам или руководителям. Сегодня все больше амбициозных людей приобретают образование для себя. Потому что это инвестиции в собственное будущее, возможность совершить скачок в карьерном росте. Если я классный маркетолог, например, то мне, чтобы стать директором или открыть собственный бизнес, нужно знать, как работает и управляется компания в целом. 
 
Помимо всего прочего, бизнес-образование является замечательным способом нетворкинга: оно дает возможность общаться не только с преподавателями, но и с профессионалами своего профиля и уровня, создавать сеть полезных контактов. 
 
- Кто должен пройти обучение первым – руководители или сотрудники?
 
- Рыба процветает с головы, поэтому в большинстве случаев нужно начинать с собственника и директора. Когда у первых лиц есть четкость в понимании стратегических целей - как личных, так и целей компании – становится понятно, кого и чему нужно обучать. 
 
Например, если собственник хочет не руководить компанией лично, а жить на Гоа 9 месяцев в году, ему надо в первую очередь подготовить очень надежного гендиректора и его заместителей, чтобы можно было расслабиться и контролировать деятельность компании удаленно.
 
Решение о развитии персонала во многом зависит от направления, в котором бизнес хочет двигаться. Если основная задача – снижение затрат перед продажей, приоритетом будет обучение финдиректора и контроллеров. Если компания нацелена на расширение ассортимента, выход на новые рынки - нужно смотреть в сторону обучения маркетологов и продажников. Цели компании определяют набор навыков, необходимых для их реализации. Но каковы бы ни были задачи в конкретный период времени, ядро компании, ее топ-менеджмент, владеющий управленческими технологиями дает +100 к скорости и точности принятия решений, а это уже прямой путь к увеличению прибыли.
 
- Вы говорили, что компании, которым нужно бизнес-образование, хотят развиваться. Есть ли что-то, что объединяет компании, которые не тратят деньги на обучение руководителей и сотрудников?
 
- Проблемы есть у всех компаний вне зависимости от того, обучают они сотрудников или нет. Но если не учитывать force majeur, то это типологически разные проблемы. Компании, сфокусированные на развитии, заняты проблематикой роста. А те, которые считают, что им и без этого хорошо, – чаще всего заняты выживанием, у них перманентное состояние стагнации. В таких компаниях нет развития, оттуда уходят яркие профессионалы, которые хотят расти. На их место приходят люди, которым не шевелиться важней, чем развиваться. Рано или поздно критическая масса таких людей накапливается, и компания стагнирует.
 
Бизнес можно сравнить с эскалатором, который идет вниз: для того, чтобы оставаться на месте, надо постоянно шагать. Это закон энтропии – хаос имеет свойство побеждать порядок. Если не будешь уделять времени бизнесу, не будешь постоянно наводить там порядок, он просто развалится. 
 
- И все же многие руководители опасаются, что если они вложат деньги в образование сотрудников, то они станут более ценными специалистами на рынке и могут уйти в другую компанию…
 
- Есть известное выражение, в котором говорится, что гораздо страшнее, если их не обучить, и они останутся. Когда страшно и непонятно, можно использовать известный механизм принятия решений: рассмотрите какова альтернатива. Если сотрудников не обучать, есть риск, что специалисты у конкурентов будут лучше, они смогут создать более успешный продукт и вытеснить вас с рынка. На этом фоне риск ухода обученных специалистов уже не кажется самым черным из «лебедей».
 
К тому же, действительно ли инвестиции в людей настолько рискованны? В основные средства компании инвестируют значительно больше. Производственная линия за 10 млн. долларов может оказаться недозагруженной, и в этом случае нам не останется ничего лучшего, чем фиксировать большие убытки. В людей инвестиции, то есть риски, относительно невелики, но выгода может быть чрезвычайно высока: результат бизнеса всегда зависит от качества людей, которые в нем работают. Если человек работает врачом, никто не сомневается, что он должен знать технологию лечения. Точно также, если человеку нужно управлять людьми, он должен знать технологию управления. 
 
Исторически образование всегда было роскошью. Самыми образованными людьми была аристократия, верхушка общества, поскольку только у нее была такая возможность. Благодаря социальным и технологическим изменениям, доступ к образованию сегодня получили многие. Этим нужно пользоваться. Обратите внимание, что в первую очередь делают люди, когда становятся богатыми? Они посылают своих детей учиться в престижные университеты. Это как инстинкт. И бизнес-образование – тоже инстинкт, основной инстинкт успешного бизнеса.
 
Еще больше статей в Региональном Дайджесте>>>