Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Executive MBA: Лидер должен быть больше, чем его организация по знаниям, опыту, видению

Как обучение на Executive MBA помогает руководителю создавать конкурентные преимущества, какую роль в образовательном процессе играет опыт слушателей и зачем нужен комплексный подход? На эти и другие вопросы спецвыпуска «Дайджеста Бизнес-школы ИПМ» ответил директор программы Executive MBA Бизнес-школы ИПМ Алексей Пушкарев.

Алексей Пушкарев

— Зачем нужно обучение на программе MBA, что оно дает руководителю?

— Формату MBA более ста лет. Он родился в США как отклик на рост экономики: чтобы корпоративный сектор быстро рос и справлялся с кризисами, нужно было стандартизировать качество управления на высоком уровне. За первые несколько десятков лет существования MBA стало понятно, что под его знаменами собираются две когорты людей. 
 
Первая — это в основном молодые люди, которые проходят обучение на старте карьеры, чтобы получить возможность карьерного роста. Для таких людей оптимальной является программа General MBA, которая сфокусирована на развитии менеджерских навыков.
 
Вторая когорта — это слушатели Executive MBA, руководители с определенным управленческим опытом. Им необходимо структурировать его, привести к системе, чтобы на этой базе дальше надстраивать жизненные успехи. Нередко бывает, что они достигли стеклянного потолка, пробить который можно только с помощью новых компетенций. Довольно частый пример — владелец компании, которая перестала расти по достижении определенного размера. Среди слушателей могут быть не только владельцы, но и директора, и топ-менеджеры, в ведении которых находится значительная часть бизнеса. Проблемы, с которыми сталкиваются все эти люди, очень похожи. Они связаны либо с необходимостью роста, либо с необходимостью изменений. 
 
В аудитории Executive MBA вы встретите лидеров, которые накопили большое количество успешных историй, а также некоторое количество неуспешных историй и шрамов. Но тем ценнее их опыт: в процессе обучения происходит кросс-опыление разных отраслей и опытов, в результате каждый слушатель становится богаче. 
 
— Как происходит обмен идеями на программе?
 
— Кейсы, с помощью которых группа разбирает разные концепции, предоставляет не только преподаватель. Ведь в аудитории — живые носители кейсов, причем локализованных в наших реалиях. Процесс обучения построен так, что слушатели делятся опытом разрешения ситуаций, которые возникают в их компаниях. Они вовлекаются в процесс через обсуждения, выражение своего мнения, через подготовку письменных работ, эссе, индивидуальных и групповых презентаций на заданные темы. Апогей группового взаимодействия — дипломная работа, которая является решением реальной бизнес-задачи одного из участников или разработкой идеи стартапа. 
 
Executive MBA — это всегда максимум практики. Но она должна быть тесно связана с методологией. Про практикоориентированность сегодня говорят все. Но практика без методологии дает слушателю только рыбу, но не дает удочку. Методология позволяет понять, чего слушатель не знает, в чем заблуждается, и заместить эти информационные блоки более оптимальными. Не просто поделиться опытом, а изменить мышление человека в нужную сторону. Бизнес-школа ИПМ постоянно вкладывает в методологию и потому умеет давать удочку. За этим люди и приходят к нам.
 
— Почему на Executive MBA такой длительный срок обучения? Ведь на программу приходят люди с опытом.
 
— Недавно мы провели исследование среди выпускников Executive MBA разных лет. Выяснилось, что подавляющее большинство слушателей приходят на программу с целью более грамотно управлять бизнесом. Этой цели возможно достичь лишь в рамках комплексного и системного курса. 
 
Программа Executive MBA состоит из большого количества модулей и блоков, в которых содержится значительный объем информации. Согласно стандартам международной ассоциации AMBA, программа Executive MBA должна состоять как минимум из 500 учебных часов. Этот стандарт был выработан эмпирическим путем, и все ведущие бизнес-школы мира его придерживаются. Будучи аккредитованной AMBA наша программа также построена на его основе, в ней 596 учебных часов. Помимо этого, у Executive MBA Бизнес-школы ИПМ есть еще три аккредитации — AACSB, EQUIS и IQA.
 
— Для чего нужны аккредитации?
 
— Чтобы быть уверенным, что продукт соответствует своему названию. Программа MBA действительно является таковой, только при наличии аккредитации. Это значит, что состав предметов и соотношение очных и заочных часов являются оптимальными, что уровень преподавателей соответствует международным требованиям. Постоянное прохождение аккредитаций стимулирует поддерживать высокие стандарты. Это чем-то похоже на стандарты качества в реальном секторе: бывает, что для получения крутого клиента надо внедрить на производстве определенные стандарты и предоставить ему соответствующие сертификаты. А потом оказывается, что в результате сертификации компания стала более привлекательной не для одного, а для всех клиентов. 
 
— Экономика стремительно меняется, а это значит, что программе Executive MBA также нужны изменения. Вряд ли сегодня актуальны знания, которые были необходимы сто лет назад, в период ее зарождения.
 
— Несомненно, наука менеджмента адаптируется к изменениям. Она постоянно смотрит, что происходит на рынке, как меняются подходы. Происходит переход от жесткой, почти армейской, дисциплины в бизнесе к концепции —  сотрудники как партнеры. Если раньше было важно произвести много и дешево, то теперь на первый план выходит поиск «голубых океанов». В целом бизнес-образование становится более человекоориентированным, пытается увидеть потенциал каждого и найти способы его раскрыть. Однако основные принципы Executive MBA остаются неизменными — комплексный подход к организации работы предприятия и достижение максимальных результатов. 
 
— Вы не раз упоминали комплексный подход как главную ценность программы. Из чего эта комплексность состоит?
 
— Комплексный подход — изучение всех сфер деятельности бизнеса. На предприятии есть маркетинг, оно что-то производит и продает. Значит, изучаем маркетинг, продажи, производство. Всем этим занимаются люди, поэтому нужно знать подходы к управлению людьми. Чтобы производить, нужны деньги, надо уметь ими грамотно распорядиться, держать под  контролем затраты, оптимизировать прибыль — и мы учим финансы. Каждый владелец надеется когда-нибудь передать бизнес детям, поэтому ему нужна стратегия, которая учит, как провести компанию через годы. А кто ее поведет, какими качествами должен обладать этот человек, изучается на курсе по лидерству. 
 
Взгляд нужно поворачивать не только внутрь предприятия, но и вовне. Оно живет в современном обществе и не может быть свободным от него, поэтому мы изучаем корпоративную социальную ответственность. Многие компании работают на международных рынках — и на курсе есть предмет, который изучает глобализацию. Путем изучения всех этих предметов и концепций Executive MBA дает комплексный взгляд на бизнес и позволяет достигать основной цели менеджмент — получать максимальные результаты ограниченными ресурсами.
 
— Как это связано с достижением максимальных результатов?
 
— Комплексный подход позволяет оценить свои ресурсы и понять, как их скомбинировать наиболее оптимальным образом. Самый лучший финансист не знает, какая позиция у компании на рынке, как покупатели воспринимают бренд, и потому не может выбрать наилучший подход к ценообразованию. Он будет ориентироваться исключительно на максимальную цену, однако если бы он знал маркетинг, он видел бы и другие возможности — скажем, цену, которая обеспечит массовый спрос при не самой высокой удельной марже. Грамотный специалист по персоналу не всегда может понять ход мысли лидера. И таких примеров можно привести немало. Только тот, кто видит все элементы деятельности предприятия, все ресурсы в целом, сможет принять наиболее информированное решение. А такое решение чаще всего является самым успешным. 
 
— В США и многих европейских странах MBA получают все руководители, в этом они равны. За счет чего они конкурируют между собой?
 
— С этим образованием как минимум возможно конкурировать. А если его нет, то получается, как будто все на велосипедах, а ты пешком. Результаты обучения во многом зависят от личных качеств руководителя. У кого больше внутренней мотивации, энергии и желания применять новые знания, у тех гораздо больше результат. В целом тренд такой, что лидер должен быть  больше, чем его организация. 
 
— В каком смысле больше?
 
— В смысле знаний, опыта, видения. Что будет, если из уравнения Apple убрать Стива Джобса? Останется компания, одна из многих, которая не имеет четкой линии. Джобс был настолько велик, что направил все ресурсы именно туда, куда нужно. Лидер должен быть велик по знаниям, опыту, видению. Переквалифицированных лидеров не бывает. Чтобы вести за собой, надо много знать и уметь.
 


Открыт набор в группы на 2020 год:

Executive MBA-46 Начало занятий — февраль. Дневная форма обучения
Executive MBA-47 Начало занятий — март. Вечерняя форма обучения
 
В спецвыпуске «Дайджеста Бизнес-школы ИПМ» также можно прочитать:
Каким образом и для чего на предприятиях вводится корпоративное управление;
С чего должен начинать учебу менеджер среднего звена, чтобы достичь карьерных высот;
Что изучают нейрофинансы и поведенческие финансы;
Как создаются бизнес-династии;
В чем заключаются наиболее серьезные проблемы маркетинга и как их решать.