Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Мария Акулова

Женский бизнес в Беларуси: стимулы и барьеры

Развитие женского предпринимательства будет способствовать росту белорусской экономики, считает эксперт Центра экономических исследований BEROC, один из авторов исследования «Женщины в бизнесе Беларуси: особенности, мотивация и барьеры» Мария Акулова. О том, что могло бы стимулировать женщин больше заниматься бизнесом, эксперт рассказала в интервью спецвыпуску «Дайджеста Бизнес-школы ИПМ».

Мария Акулова

— По каким причинам в Беларуси сегодня так активно обсуждается женское предпринимательство, означает ли это, что права женщин в этой сфере нарушаются?

— На самом деле этот вопрос актуален не только для Беларуси, внимание к нему — мировой тренд. Женское предпринимательство нужно обсуждать не в разрезе дискриминации, а с точки зрения развития экономики в целом. Главная причина интереса к этой теме в том, что женщины составляют около 52% населения мира, и чем больше они будут вовлечены в бизнес, тем более активно будет развиваться экономика. В наиболее экономически развитых странах, где частный сектор бурно растет, в том числе в США и Израиле, процент участия мужчин и женщин в бизнесе примерно одинаковый. 
 
— Каков процент участия женщин в бизнесе в нашей стране?
 
— Согласно имеющимся данным, в примерно 30-33% белорусских компаний учредителями или соучредителями являются женщины. Но, к сожалению, статистической информации сегодня недостаточно. Например, нет данных о том, каким количеством компаний женщины управляют, а не просто являются номинальными владельцами. 
 
Для Беларуси развитие женского бизнеса является особенно актуальным вопросом, поскольку сегодня только частный сектор может стать источником экономического роста и создания новых рабочих мест, которых пока в стране генерируется очень мало. 
 
— Что стимулирует женщин заняться бизнесом?
 
— Для многих это вынужденный шаг. Нередко он связан с тем, что женщина не видит возможности развиваться в другом направлении, найти хорошую работу по найму. Еще один важный мотив — потребность в гибком графике. Женщины много времени уделяют детям, обычно именно они занимаются поиском садиков, кружков, походов к врачу. Об удобном графике или возможности работать из дома, которые позволили бы планировать время на решение всех этих вопросов, можно договориться далеко не везде. В реальном секторе таких возможностей практически нет. И женщины решают уходить в бизнес, где можно быть более гибкой и свободной в принятии решений. 
 
— Существуют ли специфические барьеры, которые препятствуют развитию женского бизнеса?
 
— Вряд ли можно говорить о существенных барьерах. Есть определенные психологические особенности. На протяжении многих лет в белорусском общественном сознании закреплялся образ предпринимательской деятельности как деятельности, связанной с риском. Женщины обычно менее охотно ввязываются в рисковые проекты, чем мужчины. Поэтому они чаще выбирают работу по найму  как более безопасную и стабильную.
 
Также в ходе опросов многие говорили о барьерах, связанных с социальными ролями. По традиции девочки чаще получают гуманитарное образование, а мальчики — технические. Соответственно, женщине сложнее открыть предприятие в наиболее перспективных сегодня сферах, связанных с высокими технологиями. Эта ситуация начала меняться, но нужна дальнейшая работа, чтобы выбор профессии не зависел от гендерных стереотипов. 
 
Довольно важный барьер связан с тем, что бизнесмену постоянно надо инвестировать в свое образование, ведь успешность бизнеса очень зависит от качества человеческого капитала. Когда есть дополнительная нагрузка в виде детей и домашнего хозяйства, довольно сложно выкроить время на учебу. Это скрытый барьер, о котором в ходе опросов заявляют довольно часто.
 
— Однако мужчины нередко говорят об отсутствии этого барьера, утверждая, что много времени уделяют детям. 
 
— Тем не менее, в социуме сохраняется традиционный подход к вопросу воспитания детей. В саду или в школе всегда говорят — приведите маму, даже если мужчина в семье полностью отвечает за воспитание ребенка. В каком-то роде это тоже дискриминация: мужчину воспринимают как человека, неспособного справиться с воспитанием детей. 
 
— Различаются ли мужские и женские бизнесы по экономическим показателям? 
 
— Согласно глобальной статистике, успешность компаний по генерации идей, появлению новых продуктов находится примерно на одинаковом уровне. 
 
При этом женские компании обычно менее прибыльные и медленнее растут. Но возможно, что причина в отраслевой сегрегации: женщины часто выбирают менее прибыльные сферы бизнеса — например, торговлю, сферу услуг.
 
Есть также разница в объемах привлеченного капитала. Обычно женские бизнесы получают микрокредитование, в то время как мужские — венчурное финансирование. Меньшие объемы капитала создают определенные барьеры для роста, бизнес получается менее масштабный. Причины такого отношения к привлечению финансирования до конца не изучены. По мнению ряда международных консалтинговых организаций, это связано с тем, что женское мышление более завязано на семью, для нее более естественно обратиться за помощью к родным, чем к незнакомым людям. А если брать кредит — то небольшого размера. При этом женские компании  более своевременно и аккуратно выплачивают кредиты, чем мужские.
 
— Какие меры нужно принять, чтобы стимулировать развитие женского бизнеса?
 
— Здесь можно говорить о целом комплексе мер. Первым шагом могло бы стать создание развитой инфраструктуры. В Беларуси не хватает детских садов, нет детских комнат в предпринимательских инкубаторах и бизнес-центрах, где за детьми могли бы присматривать, когда женщина занята развитием своей компании. Между тем, создание такой инфраструктуры могло бы стать хорошим стимулом.
 
Из положительных моментов, которые наблюдаются в последнее время, я бы отметила то, что медиа начинают создавать успешную рыночную ролевую модель, это стимулирует и женщин, и мужчин открывать свое дело. И это хороший сигнал.
 
Осенью Бизнес-школа ИПМ запустила новый формат встреч — женские бизнес-клубы в областных центрах Беларуси: Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев.