Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

В Беларуси растут риски системной уязвимости

В середине 2019 года Беларусь вступила в новую стадию развития. В наибольшей мере это уже ощущается в экономической сфере.

 
Двухлетний период восстановления, которому был присущ несколько повышенный темп прироста выпуска, завершился. Последующий период, наиболее вероятно, будет характеризоваться ослабленным ростом. Но это не единственная проблема. Экономические угрозы, как правило, взаимосвязаны с социальными и политическими угрозами, что в совокупности может привести к системной угрозе для страны. Поэтому противостоять им - самый важный вопрос повестки дня. Такое мнение высказывает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук в аналитической записке "Belarus tends to face a ‘systemic fragility’", посвященной перспективным проблемам белорусской экономики.
 
Как отмечает экономист, в период с 2017 года по 1 полугодие 2019 года в Беларуси наблюдался некоторый повышенный рост ВВП: 2,8% в среднегодовом исчислении по сравнению с оценкой равновесного среднесрочного роста в размере около 2% в год. Рост в этот период был восстановительным (после рецессии в 2015–2016 гг.): Стимулы «отложенного» производства и потребления лежали в основе поведения фирм и домашних хозяйств. В середине 2019 года уровень производства и доходов до рецессии был восстановлен, и подобные стимулы имеют тенденцию к снижению. Следовательно, «наценка роста восстановления», вероятно, исчезнет, ​​что означает, что фактический темп роста будет стремиться к его оценке равновесия, то есть 2%.
 
С краткосрочной точки зрения и «локального» взгляда это, по-видимому, существенно не меняет обстановку. 
 
Тем не менее, в долгосрочной перспективе и с точки зрения «общей картины», на взгляд Дмитрия Крука, можно обнаружить следующие угрозы. Во-первых, слабый рост, вероятно, возобновит снижение относительного уровня благосостояния в Беларуси с международной точки зрения. Например, относительный уровень благосостояния по сравнению со странами ЦВЕ (соотношение между ВВП на душу населения в Беларуси на основе ППС и средним показателем в 11 странах ЦВЕ) начал постепенно снижаться в 2012 году (после 20 лет роста) и впоследствии показал серьезное падение в 2014-2016 годах. Таким образом, в период с 2012 по 2016 год уровень благосостояния в Беларуси снизился с 77% до 65% от среднего уровня в странах ЦВЕ. Период восстановления роста в 2017 году -1-м полугодии 2019 года позволил заморозить его около этого уровня. 
 
"Возобновление относительного снижения благосостояния может привести к увеличению трудовой миграции, так как в последние годы последний стал чрезвычайно чувствительным к первому. Это представляет собой важную проблему в экономическом, социальном и политическом измерениях. В экономическом плане это приведет к дальнейшему ухудшению перспектив роста из-за оттока рабочей силы и человеческого капитала. В социальном и политическом плане эта тенденция может поставить под вопрос согласованность всей экономической модели", - считает экономист.
 
Во-вторых, по его мнению, риск финансовых потрясений может вновь появиться на повестке дня. Главное достижение периода восстановления роста - укрепление финансовой стабильности - в значительной степени откатилось на рост производства. Именно это было основным фактором снижения долгового бремени и некоторых улучшений финансовых показателей фирм. Плохая среда роста, скорее всего, изменит эти тенденции, поскольку, несмотря на некоторое укрепление финансовой стабильности в последние годы, системно она все еще остается хрупкой.
 
В-третьих, слабый рост может поставить под сомнение приверженность властей разумной экономической политике, которая стала проводится с 2015 года в условиях финансовых потрясений. Новое подход смягчил финансовые искажения, но обнажил слабый потенциал роста. В случае, если упомянутые выше «издержки» слабого роста рассматриваются властями как неприемлемые и принимая во внимание некоторый «запас прочности» в распоряжении (более высокие международные резервы, более низкие инфляционные ожидания), они могут начать новый раунд добровольной политической экспансии.
 
"Таким образом, неблагоприятные перспективы и политические дилеммы с едва приемлемыми вариантами доминируют сегодня в национальной повестке дня. Это делает страну очень уязвимой извне, и Россия, похоже, не теряет возможностей для продвижения своих интересов. Так называемая «программа содействия интеграции», вероятно, станет инструментом ослабления суверенитета Беларуси. Какие есть варианты этому противостоять? Власти прибегают к «дипломатическим маневрам». Однако, как говорилось выше, системная уязвимость в основном проистекает из фундаментальных экономических слабостей. Таким образом, без готовности властей к институциональным реформам в экономике позиция системной уязвимости, скорее всего, сохранится", - считает Дмитрий Крук.
 
Оригинал статьи на THINKTANKS.BY >
 
Мнение, озвученное в статье, может не совпадать с мнением BEROC и Бизнес-школы ИПМ. Мы не несём ответственность за содержание статьи.