Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Работа с людьми - ключевой навык эпохи digital-трансформации

Человекоцентричный подход становится важным конкурентным преимуществом современного бизнеса. Это обсуждали участники мероприятия HR-эксперт (Бизнес-школа ИПМ). 

Компетенции HR все более востребованы на ведущих позициях в крупных компаниях.
 
На ежегодной встрече «HR-эксперт» приглашенный преподаватель Бизнес-школы ИПМ, управляющий партнер российской компании «Новые правила», автор и ведущий консультант проекта «Культура Инноваций» Елена Черникова рассказала о важном навыке для современного бизнеса – умение работать с людьми и влиять на их мышление.
 
Елена Черникова
 
«Компании сегодня находятся в агрессивной среде, им постоянно нужно принимать новые решения. Большинство бизнесов много говорят про инновации, но далеко не все из них поняли, что инновации связаны также с процессом трансформации. Другими словами, инновации возможны только при условии готовности компании меняться. Будущее бизнес-образования связано с темой управления людьми», - сказала Елена Черникова. В своем выступлении на недавно проведенной Бизнес-школой ИПМ встрече «HR-эксперт» г-жа Черникова отметила, что современный бизнес – это на 90% работа с тем, как мыслят люди, какие у них есть установки, и как они их меняют.
 
Это подтверждают тренды последних  десятилетий. Несколько десятилетий назад генеральными директорами крупных компаний часто назначали людей, которые разбираются в производстве и могут наладить производственный процесс. Потом знание рынка стало важнее, чем умение производить, и в центре внимания оказались компетенции маркетологов. В период глобализации первостепенными стали навыки развития и масштабирования компании.
 
Сегодня бизнесы проходят процесс digital-трансформации, который делает востребованными компетенции IT и digital-директоров. При этом не менее важными становятся процессы управления людьми, которые невозможно автоматизировать. В качестве примеров Елена Черникова привела Google, Яндекс и ряд российских компаний, где в последнее время на должности генеральных директоров выдвигают людей с компетенциями HR.
 

Люди хотят не потреблять культуру, а создавать ее

Есть три основных фактора, связанных с  управлением мышлением людей, которые необходимы для инновационной трансформации компании – это управленческие инструменты, культура и лидерство. По словам Елены Черниковой, это доказывает исследование, которое в течение двух лет проводилось в рамках проекта «Культура инноваций». Из этих трех элементов ключевым является лидерство. «Если есть лидер и есть инструменты, вы можете изменить культуру. При наличии лидерства и правильной культуры, вы можете действовать интуитивно, не зная инструментов. Но если не будет лидеров, ничто никуда не поедет»,- подчеркнула Елена Черникова.
 
Но даже при наличии лидерских компетенций, в процессе внедрения инноваций могут возникнуть сложности. Как правило, все компании сталкиваются с аналогичными препятствиями. Одно из них связано со страхом творческой деятельности, который присущ многим людям. Известно, что начиная новое дело, не имея в нем достаточного опыта, люди нередко совершают ошибки. Поэтому далеко не все отваживаются не только взяться за реализацию новых идей, но даже озвучивать их. По словам Елены Черниковой, «90% идей не покидают голову человека. Но если мы хотим работать с будущим, надо научиться экспериментировать».
 
Не менее важным препятствием эксперт назвала «точку зрения». «К сожалению, у каждого взрослого человека есть точка зрения по любому вопросу. Вспомните, сколько раз вам приходилось слышать фразы – "клиент этого не поймет" или "это не будет работать". Эти и им подобные высказывания похоронили много бизнесов. Единственный способ проверить, работает эта идея или нет – это протестировать эту идею», - считает Елена Черникова.
 
Эксперт подчеркнула, что для поиска новых решений, необходимы условия, при которых люди будут получать новый опыт. «Нельзя заставить человека быть креативным. Нужно искать решения, которые помогут ему раскрывать творческий потенциал. К примеру, сегодня люди хотят не потреблять культуру компании, а создавать ее. И те компании, которые позволят им реализоваться в этом направлении, будут выигрывать как работодатели»,- подчеркнула Елена Черникова.
 
HR-эксперт
 

Лучший продукт – это продукт, созданный совместно с пользователем

На встрече «HR-эксперт» участники подробно разобрали и попробовали на себе методологию дизайн-мышления, в рамках которой деловые и инженерные задачи решаются путем создания креативных решений. Согласно этой методологии, к наилучшему решению проблемы могут вести самые неожиданные идеи.
 
Важными преимуществами дизайн-мышления, по словам Елены Черниковой, являются:
 
- Человекоцентричный подход. Продукт или услуга должны быть созданы исходя из того, как человек будет ими пользоваться. В качестве примера эксперт привела случай, когда Оскар вручили не тому фильму из-за недоработки дизайнера, который не принял в расчет необходимость сделать карточку с победителем удобочитаемой.
 
- Рефрэйминг. Часто бывает важно найти не самую главную проблему, а красивое решение. Хорошим кейсом является решение с лифтом в небоскребе - люди не любили в нем ездить, поскольку чувствовали скуку и дискомфорт от нахождения в замкнутом пространстве. Креативным решением было не поменять лифт, а повесить в нем зеркало, ведь человек на себя смотреть может очень долго.
 
- Дивергентное мышление. Есть два типа людей – одни фонтанируют идеями (дивергентное мышление), другие постоянно сужают выбор (конвергентное мышление). Задача дизайн-мышления – принять максимальное количество точек зрения, чтобы расширить поле идей. 
 
Первым шагом для работы в рамках методики дизайн-мышления является развитие эмпатии. Именно она позволяет погрузиться в опыт пользователя, по-настоящему понять, что ему необходимо, и в результате создать продукт его мечты. «В рамках дизайн-мышления мы не просто работаем для пользователя, мы создаем продукт вместе с пользователем, и это дает нам целое поле преимуществ в его глазах», - считает Елена Черникова.
 
Бизнес-школе ИПМ 25 лет!