Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Почему белорусские предпринимательницы не верят в свои силы?

Сегодня утром предпринимательницы собрались в офисе здания IFC: здесь обещали презентовать статистику по женскому предпринимательству, подготовленную Международной финансовой корпорацией и Центром экономических исследований BEROC. Аналитики говорят, четкого определения, что такое женский бизнес, нет. Потому непросто высчитать и его долю в стране. Впрочем, почему предприятия, где руководит женщина, развиваются медленнее, но стабильнее, предпринимательницы сегодня обсудили на бранч-дискуссии «Женщины и бизнес». Onliner сходил на презентацию и приводит главные выдержки.

Почему белорусские предпринимательницы не верят в свои силы?

Что такое женский бизнес и сколько его в стране?

Четкого определения пока нет. Дело в том, что случаев, когда мужчина регистрирует бизнес на маму или жену, все еще очень много. Чтобы определить, какой бизнес назвать женским, в исследовании опрашивали 700 респондентов. 473 юридических лица отвечали на три вопроса: есть ли в их бизнесе женщины, занимают ли они руководящие должности и принимают ли женщины большинство решений на предприятии. Подсчитали количество ответов, которые пересекаются по всем трем направлениям. В итоге таких получилось 110. Оказалось, примерно 23% предприятий относятся к микро-, малым и средним женским бизнесам.
 

Что для таких характерно?

Если опираться на цифры, их доля среди малых и средних предприятий примерно одинакова — 19%. Что касается отраслевого разнообразия, на первом месте стоят образование, здоровье, личные услуги — на него приходится 70%. На втором — бизнес-услуги, информация, недвижимость и туризм, на третьем — промышленность. Низкую долю женский бизнес занимает в секторе строительства. Если говорить коротко, типичным женским предприятием в Беларуси можно считать микроорганизацию, которая работает в сфере услуг.
 

Есть ли другие виды деятельности, которые притягивают женщин?

Чаще всего это производство пищевых продуктов, текстильных изделий и мебели. В химической продукции, производстве пластмассовых и резиновых изделий и металлообработке женского бизнеса не наблюдается. В общем по Беларуси картинка следующая: женские предприятия немного меньше, чем мужские, они медленнее растут и имеют сдержанные характеристики. В зале говорят, это потому, что женщины более осторожны в бизнесе и между рисками и стабильностью всегда выбирают второе.
 

Так это правда — женщинам в бизнесе тяжелее?

Отчасти — да. Существует гипотеза, что женщины в силу разных причин выбирают отрасли, где есть большая конкуренция. Из-за этого бизнесу сложнее расти. В Беларуси ситуация немного другая. Женский бизнес представлен в нашей стране в сфере услуг, конкуренции здесь меньше. В основном белорусские предпринимательницы выбирают то, с чем проще и рациональнее работать.
 

Что влияет на решение женщин открыть свое дело?

Участников исследования просили ответить, почему они хотели открыть свое предприятие. Самые частые ответы — стремление обрести финансовую независимость, желание воплотить бизнес-идею и возможность совмещать работу, семью и хобби. Оказалось, большинство бизнесвумен в Беларуси мотивированы идеей быть независимыми в своем деле.
 

А что останавливает других начать свой бизнес?

Если большинству женщин дать выбор: заниматься наемной работой или собственным бизнесом, — скорее всего, они выберут первое. Ответы на вопрос, почему респондентки не открывают свой бизнес, получились такими: причина в недостатке средств и неверии в способность вести собственный бизнес.
 

С какими барьерами встречается женский бизнес?

Они делятся на внутренние и внешние. К внешним и мужчины, и женщины относят госрегулирование и административные процедуры. И если третьим фактором мужчины называют налоговую систему, то женщины — доступ к финансированию.
 
Внутренним барьером для мужчин также оказался маркетинг и вопрос сотрудничества, для женщин проблемными стали рост недобросовестной конкуренции и управленческие вопросы. Скорее всего, последнее связано с неуверенностью в собственных силах управлять бизнесом. Возможное решение этой проблемы находят в следующем: неуверенность женщины будет уменьшаться, если государство станет поддерживать ее начинания.
 
Оригинал статьи на PEOPLE.ONLINER.BY >
 
Мнение, озвученное в статье, может не совпадать с мнением BEROC и Бизнес-школы ИПМ. Мы не несём ответственность за содержание статьи.