Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Анастасия Лузгина, заместитель административного директора по развитию BEROC

Облигации вне закона?

Ограничение валютных расчетов должно сопровождаться либерализацией валютного законодательства и созданием условий для развития финансового рынка.

В соответствии с постановлением Правления Национального банка от 19 декабря 2018 г. №612 с 1 марта 2019 г. в Беларуси вводится запрет на выпуск на внутреннем рынке корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте. Причем данное ограничение распространяется на облигации как предприятий, так и коммерческих банков.
 

ДЕДОЛЛАРИЗАЦИЯ НАСТУПАЕТ

Среди экспертов не существует единого мнения в отношении своевременности данного решения. Для некоторых компаний валютные облигации являлись одним из способов привлечения относительно дешевых финансовых ресурсов на длительные сроки. Среди населения доверие к белорусскому рублю также остается относительно низким, да и рублевые банковские депозиты сейчас не являются сверхприбыльными, хотя и обеспечивают положительную доходность в реальном выражении. Ставки по валютным депозитам вообще достигли минимальных значений и в среднем не превышают 2% годовых.
 
В этой связи покупка номинированных в валюте ценных бумаг до сих пор рассматривалась гражданами и юридическими лицами как выгодное вложение средств, поскольку процентные ставки по 2-3-летним облигациям могли достигать 6-8% годовых. Несмотря на то что на облигации, выпускаемые предприятиями или банками, не распространяются государственные гарантии, высокая доходность обеспечивала постоянный спрос на этот финансовый инструмент. То есть, с одной стороны, облигационные заимствования являются альтернативой банковскому кредитованию, а с другой - представляют собой инструмент размещения сбережений. Рост популярности валютных облигаций также способствовал развитию национального рынка ценных бумаг, и запрет на их выпуск может этот процесс замедлить. 
 
Для поддержания активности на рынке в этом случае придется задуматься над тем, как повысить привлекательность других финансовых инструментов. Например, для переориентации спроса на рублевые облигации их доходность должна быть выше доходности по банковским рублевым депозитам, что затруднительно ввиду наличия положительных реальных процентных ставок по депозитам и постепенного замедления инфляционных процессов. Альтернативой может стать привязка размера процентного дохода по рублевым облигациям к размеру ставки рефинансирования с поправкой на дополнительный процент. Однако в данном случае на успешность работы компаний с ценными бумагами может влиять уровень доверия экономических субъектов к национальной валюте. И, вероятнее всего, повышение привлекательности рублевых долговых инструментов может быть достигнуто, по крайней мере в краткосрочной перспективе, за счет сокращения сроков обращения облигационных займов.
 

ЗАПРЕЩАЯ, НУЖНО РАЗРЕШАТЬ

Таким образом, можно констатировать, что запрет на выпуск валютных облигаций создал определенные неудобства для ряда экономических субъектов. Тем не менее позиция Национального банка достаточно ясна. Одной из приоритетных задач деятельности регулятора на 2019 г. является снижение уровня долларизации экономики при одновременной либерализации валютного рынка. В идеале все операции между резидентами внутри страны должны осуществляться в национальной денежной единице. Простота привлечения ресурсов в инвалюте создает повышенные валютные риски для заемщиков и кредитные - для покупателей облигаций. Теперь, если предприятию требуются финансовые ресурсы в иностранной валюте, оно может обратиться либо за банковским кредитом, либо привлечь валюту на внешних рынках. Ограничение валютных расчетов должно сопровождаться либерализацией валютного законодательства и созданием условий для развития финансового рынка.
 
При этом политика дедолларизации должна быть всеохватывающей, т.е. касаться как частного, так и государственных секторов. В настоящее время запрет на выпуск инвалютных облигаций не распространяется на эмиссию на внутреннем рынке государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. Это не совсем корректно, так как введение ограничений на расчеты в иностранной валюте должно касаться всех участников рынка вне зависимости от того, кто является эмитентом ценных бумаг.
 
Кроме того, запрет на долговые инструменты в иностранной валюте должен сопровождаться мерами по либерализации валютного законодательства, что позволило бы населению и субъектам хозяйствования более активно работать на внешних финансовых рынках. Национальный банк уже много сделал в данном направлении. Так, в 2018 г. была отменена обязательная продажа валютной выручки предприятиями-экспортерами, а с 1 марта текущего года вводится уведомительный характер проведения операций капитального характера субъектами хозяйствования. Тем не менее, намерение предоставить населению возможность свободно совершать валютные операции капитального характера существует пока только в планах. С учетом запрета эмиссии корпоративных валютных облигаций у граждан сокращаются варианты вложений личных накоплений. Выход на внешние рынки мог бы расширить возможности для их инвестирования.
 
Привлечение накоплений экономических субъектов на внутренний рынок страны, безусловно, должно стать одним из приоритетных направлений деятельности Национального банка и экономического блока правительства. Например, в Литве была разработана специальная программа, которая направлена на создание привлекательных условий для инвестирования внутри страны. Одной из мер по ее реализации стало формирование правового пространства для работы кредитных и инвестиционных краудплощадок. Так называемые Р2Р-платформы, обеспечивают взаимодействие потенциальных заемщиков и кредиторов без участия банка как прямого посредника. Например, в случае с крауд-кредитованием инвесторы получают более высокую доходность от инвестирования, а заемщики - возможность в короткие сроки привлечь необходимые средства. Особенно это важно для малого и среднего бизнеса, который для традиционных банков часто не является приоритетным клиентом. Помимо краудфандинга нужно развивать более традиционные сегменты финансового рынка, в том числе рынок производных финансовых инструментов и рынок долевых ценных бумаг.
 
Очевидно, что ограничение валютных расчетов должно сопровождаться своевременными мерами по либерализации валютного законодательства и созданием условий для развития финансового рынка с целью внедрения и популяризации новых инвестиционных инструментов. Обязательным условием гармоничного развития отечественного финансового рынка является создание единых правил работы для всех его участников.
 
Данная статья опубликована в февральском номере журнала "ДИРЕКТОР"
 
Мнение, озвученное в статье, может не совпадать с мнением BEROC. Мы не несём ответственность за содержание статьи.