Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Анастасия Лузгина

Деньги уходят в онлайн

Правительства многих развитых и развивающихся стран уделяют особое внимание цифровизации экономических процессов. Разработка инновационных решений в области информационных технологий зачастую сопровождается внедрением новых подходов и трансформацией принципов работы целых отраслей. Финансовая сфера не является исключением. Несмотря на то что банковский сектор по объективным причинам считается достаточно консервативным, появление новых сервисов и участников финансового рынка стимулирует традиционные банковские структуры к внедрению инноваций. Необходимое условие для активизации этих процессов - своевременное принятие соответствующих законодательных актов. В Беларуси, где ИТ-сектор является одним из драйверов экономического роста, формирование правового пространства для внедрения новых технологий в разных отраслях экономики, включая финансовую систему, происходит достаточно динамично.

Деньги уходят в онлайн

Что изменит указ №148?

Республика Беларусь стала одной из первых стран, где введено регулирование рынка криптовалют и создан реестр банковских гарантий на основе блокчейн технологии. В сфере платежных сервисов также есть успешный проект - создание ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ЕРИП». Если изначально через ЕРИП можно было оплачивать только ограниченный перечень услуг, то теперь количество компаний и организаций, товары и услуги которых можно оплатить через эту систему, значительно расширилось. Кроме того, появилась возможность совершать расчеты за покупки посредством считывания QR-кода.
 
Еще одним знаковым событием на финансовым рынке стало принятие Указа Президента Беларуси №148 «О цифровых банковских технологиях» от 18 апреля 2019 г., положения которого полностью вступят в действие через 6 месяцев после опубликования. В документе определяются правила работы Межбанковской системы идентификации (МСИ), созданной в октябре 2016 г. В частности, отмечено, что работа МСИ обеспечивается ее владельцем - ЕРИП. Информацию о своих клиентах в МСИ должны передавать все ее участники, т.е. банки, небанковские кредитно-финансовые организации и ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
 
Перечень пользователей данной системы значительно шире. Помимо банков и НКФО к ним относятся лица, осуществляющие финансовые операции, т.е. страховые, лизинговые и форекс-компании, микрофинансовые организации и др. Доступ к МСИ могут получить так- же государственные органы. Данные о клиентах будут предоставляться только с их письменного согласия, за исключением раскрытия такой информации государственным органам и иным уполномоченным лицам в определенных законодательством случаях.
 
Следует отметить, что если в МСИ отсутствуют данные о клиенте, то он может пройти процедуру удаленной идентификации. Например, если физическое лицо желает открыть банковский счет и информация о нем не загружена в систему, то гражданин сможет сделать это достаточно быстро по удаленному доступу. В этом случае потребителю нужно будет себя идентифицировать с помощью видеосвязи с банком путем сравнения биометрических данных с информацией, которая отражена в документе, удостоверяющем его личность, например, в паспорте.
 
Указ определяет возможность оформления смарт-контрактов не только между банками, коммерческими банками и Национальным банком, но и между иными участниками МСИ и их клиентами. Работа со смарт-контрактами должна быть регламентирована Национальным банком и согласована с ГУ «Администрация Парка высоких технологий» до момента полного вступления Указа в силу. Важное значение имеет и положение Указа о том, что Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь должны обеспечить взаимодействие МСИ с Единой системой идентификации физических и юридических лиц (Единая система идентификации), которая в свою очередь является частью Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы (БИСРС).
 

Единое цифровое пространство

Работа над развитием функционала БИСРС еще не завершена. Одним из важных ее компонентов, наравне с Единой системой идентификации, будет выпуск ID-карт и биометрических паспортов граждан Республики Беларусь. Введение в полную эксплуатацию БИСРС означает значительный рывок в построении системы электронного правительства и цифровой экономики в целом. Граждане и юридические лица получат возможность онлайн-доступа к различным государственным услугам, что помимо снижения размеров бумажного документооборота сократит временные издержки, необходимые для получения той или иной услуги, а также повысит качество их исполнения.
 
Особенно важно, что представленные выше национальные системы идентификации развиваются не обособленно, а поступательно формируют единое электронное пространство, полноценное функционирование которого позволит упростить доступ к финансовым сервисам, государственным и иным услугам, а также обеспечит эффективное взаимодействие граждан и субъектов хозяйствования с государственными органами.
 
Построение такого пространства становится все более необходимым ввиду трансформации потребностей общества в условиях активной диджитализации. В частности, все больше людей предпочитают оплачивать товары и услуги посредством удаленного доступа, проходить онлайн-обучение или получать необходимую информацию в сети Интернет. Эти процессы становятся естественными и привычными для многих граждан. А значит, формирование государством благоприятной среды для развития цифровой экономики, позволит повысить качество жизни и будет способствовать экономическому росту страны.
 
Данная статья опубликована в майском номере журнала "ДИРЕКТОР".
 
Мнение, озвученное в статье, может не совпадать с мнением BEROC.