Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Дмитрий Дичковский, специально для журнала "Человек дела"

В фокусе — новые компетенции. Им не учат в школе

Дмитрий Дичковский, профессор Бизнес-школы ИПМ, Вице-председатель Совета директоров компании European Lingerie Group.

Дмитрий Дичковский

Действующие топ-менеджеры имеют свой опыт. Они постоянно сталкиваются с управленческими задачами и находят определенные решения. Однако их опыт ограничен как временными рамками, так и рамками решения проблем бизнеса, в котором они работают. Системного взгляда на управление и принятие решений в других отраслях и компаниях им не хватает. Такая ограниченная компетентность топ-менеджеров является проблемой для компании, которая должна расти и развиваться сейчас и в будущем. Решению этой проблемы служит бизнес- образование и развитие управленческих компетенций.
 

У нашего бизнеса есть пробелы
с определением направлений будущего развития 

Наш бизнес очень молодой, ему всего 20-25 лет. В Европе возраст бизнеса исчисляется столетиями. В этой связи у нас только формируется среди собственников осознанная необходимость развития менеджерских навыков руководителей и специалистов. Многие считают, что пусть лучше сотрудник работает и нечего ему тратить время на какое-то бизнес-образование. И это было отчасти справедливо в условиях отсутствия конкуренции. 
 
Сегодня она растет, на наши рынки приходят международные игроки, а многим нашим компаниям все еще не хватает самых элементарных знаний. У нашего бизнеса есть пробелы с определением направлений будущего развития, организационной структурой, бюджетированием и отчетностью.
 
Если говорить о топ-менеджменте, то у многих недостаточно сформирована способность мыслить широко, категориями принципов развития отрасли, динамики конкуренции, возможных инноваций, устойчивого конкурентного преимущества, новых продуктов, клиентов, каналов продаж, рынков. В результате возникают ненужные приобретения обременительных активов, необоснованные инвестиции в расширение мощностей, найм дорогих, но неработоспособных менеджеров. 
 
От общего к частному — таким был бы оптимальный путь освоения новых знаний для руководителей. Мы предполагаем, как будет развиваться отрасль, в которой мы работаем, учитываем основные параметры экономического развития страны: такие как рост ВВП, инфляция, покупательская способность. На основании этого определяем, что необходимо начать менять в компании сегодня, чтобы завтра соответствовать изменениям на рынке.
 
Говоря о компетенциях, которые будут необходимы завтра и которые необходимо осваивать сегодня, мы можем выделить способность решать сложные задачи, критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, способность принимать решения, гибкость в познании. Учат ли всему этому в школах? 
 
Для успеха в бизнесе важны многие качества и, в зависимости от уровня общественного развития, эти качества меняются. В недалеком будущем, надеюсь, будут важны, например, нацеленность на развитие как собственное, так и компании, чувство ответственности за то, что мы делаем по отношению к обществу и к сотрудникам, открытость и стремление сделать мир лучше. 
 
В последние годы складывается тенденция в сторону так называемого кастомизированного, то есть разработанного под конкретный заказ образовательного контента для топ-менеджеров и увеличение спроса на «blended learning» — формат обучения, который успешно сочетает в себе цифровую онлайн методику с традиционными занятиями в классе.
 
Образование не только переводится в «цифру», но и движется в сторону так называемого «edutainment», что дословно означает образование через развлечение, когда в учебном процессе много внимания уделяется деловым играм, разборам реальных ситуаций в компаниях с приглашением действующих лиц этих компаний, живому обсуждению с формированием нестандартных решений в процессе групповой динамики. В этой трансформации образования меняется роль преподавателя — от навязывания слушателям готовых ответов на типовые вопросы идет переход к фасилитации дискуссии и развитию способности у обучаемых генерировать нестандартные решения. Специалисты, способные высвободить такие качества в учебной группе, сегодня в большой цене.