Бизнес-образование

Виктор Маковчук|Анастасия Бондарович| 16.02.2021

Виктор Маковчук ― о падении рынка, новых открытиях и чувстве безопасности

850+ топ-менеджеров и предпринимателей ― столько получили степень Executive MBA в Бизнес-школе ИПМ. Большинство продолжают менять мир к лучшему ― а мы к 20-летнему юбилею программы общаемся с ними. 

Своими наблюдениями о бизнесе и образовании делится Виктор Маковчук. Сооснователь и совладелец группы компаний М8 в 2004 году прошел Executive MBA, а затем и сам стал преподавателем программы "Развивай свой бизнес".

"Трезво оценить 2020-ый сможем через 10-20 лет"

Прошедший год был непростым для многих бизнесов. Коснулся ли кризис вашего бизнеса?

До крайностей пока не дошло, сокращения штата практически не было. Но мы переводили людей из одного направления в другое, даже где-то наняли. По некоторым группам товаров выручка снизилась в четыре раза. А вот компания, которая специализируются на производстве и ориентируются на экспорт, наоборот, немного подросла. И на всякий случай мы готовы к серьезным сокращениям. Печально, если это придется сделать.

Работать в кризис трудно, но интересно. Накануне прошлогодних событий мы проводили стресс-тесты. Смоделировали ситуацию, при которой теряем от оборота 30%. И думали, что при потерях 40% оборота ― всё, умрем. В итоге ― иногда падение в некоторых рынках достигало -75%, но мы работаем. Если ничего не можем изменить снаружи компании, работаем над тем, что есть внутри.

Стресс-тесты вам помогли?

Для меня они оказались бесполезны. Реальность всегда намного сложнее, чем любой прогноз. Но я знаю компании, которым стресс-тесты пригодились.

То есть значимость построения прогнозов преувеличена?

Не совсем. Компания не может работать совсем без плана. Но неразумно ориентироваться только на четкие цифры. Скорее, важно держать в голове какой-то вектор, направление движения, по которому вы стараетесь идти.

Например, компания говорит, что хочет нарастить 30% выручки или доходности в год. Вырастают они на 15% ― но все благодаря тому, что старались-то на +30%. Если бы запланировали прирост меньше ― возможно, так бы и остались на месте. Цель создает напряжение или разницу потенциалов.

Важно найти золотую середину: не рвать на себе волосы от того, что не получилось выйти на запланированный плюс, и не расслабляться, если благодаря внешним факторам кажется, что планы выполняются сами собой.

Оглядываясь на 2020-й, можете ли сказать, что он был годом больших потерь для бизнеса?

Я думаю, что трезвую оценку 2020-му году мы сможем дать не раньше, чем через 10-20 лет. Могу сказать, что он был ярким и заложил фундаментальные изменения не только в бизнесе, но и в образе жизни целого мира. Даже крах своего дела ― не всегда абсолютно отрицательный случай для предпринимателя. История знает случаи, когда за потерей малого бизнеса следовал потрясающий успех в других областях.

А вы сами когда-либо думали о создании международной корпорации?

Мы в свое время сделали несколько попыток выхода на зарубежные рынки, но только одна из них увенчалась небольшим успехом. Не скажу, что это плохо. Сейчас мы сконцентрировали внимание на внутреннем рынке.

"Хорошо, если обучение даст хотя бы одну умную мысль"

Как вы пришли к обучению Executive MBA в Бизнес-школе ИПМ?

Вообще я люблю учиться и учусь всю жизнь. Я не только MBA заканчивал, но и множество программ по маркетингу, финансам, управлению персоналом. Считаю, что в ИПМ можно получить такие же знания, как в Европе или Америке, ― но с более подходящими, локальными примерами. ИПМ реализует полностью международную программу обучения. Людям не нравится, когда местных предпринимателей учат на примерах Coca-Cola или General Electric. У нас нет компаний такого размера. И преподаватели ИПМ дают знания, которые применимы для компаний местного масштаба.

Чем больше всего запомнилась учеба?

Людьми. MBA ― это всегда отличная компания. Любому из своих сокурсников я могу позвонить и обсудить деловые вопросы или просто хорошо пообщаться. Сейчас могу найти знакомых практически в любой области бизнеса, люди из MBA ― они везде.

Вы являетесь не только выпускником Executive MBA, но и одним из преподавателей программы ИПМ "Развивай свой бизнес". Как вы оказались в этой роли?

Я и сам проходил эту программу. И на ней мы учились вместе с Павлом Данейко, а преподавал у нас Кристофер Ферлинг ― выдающийся серийный предприниматель и международный консультант.

Через лет десять Павел позвал меня на обед и предположил, что у меня много свободного времени и я чаще развлекаюсь, чем работаю. Это как с итальянцами: всему миру кажется, что они ничего не делают, но они так не думают, и если сказать об этом ― очень обижаются. Я-то работаю, хотя со стороны могло показаться, что нет.

И вот сначала Павел манипулировал моей любовью к Родине, мол, каждый должен сделать что-то хорошее для образования и страны. Потом Кристофер подключился ― якобы уже не молод и нужна помощь. В результате меня вовлекли в замечательную команду преподавателей ИПМ. Хотя я даже не совсем преподаю, а больше работаю с программой курса, преподавателями, участниками. Сейчас занятий в принципе не много, из-за пандемии.

Но ведь есть возможность перевести занятия в онлайн. Как вы относитесь к такому формату обучения?

Мне кажется, что такие программы ― не то, что хорошо будет работать в онлайне, хотя ИПМ сейчас активно запускает много дистанционных курсов. У школы огромное количество классного контента, в ней работают люди со впечатляющим опытом. Но ведущую роль в обучении по программе "Развивай свой бизнес" играет именно общение между участниками. В офлайне оно более продуктивно, на мой взгляд.

На рынке уже очень много игроков онлайн-образования, многие из них довольно агрессивны в продажах. Не кажется ли вам, что момент упущен?

Программ много, но много ли хороших?

Как именно проходит обучение на программе "Развивай Свой Бизнес"?

Ключевая мысль в том, что участники учатся друг у друга. Мы собираем представителей разных сфер предпринимательства, которым в обычной жизни пересечься трудно. Допустим, производителей паровозов и секс-игрушек.

Мы помогаем им встретиться и при помощи специальных технологий в коммуникации и психологии, разработанных лучшими западными специалистами, обменяться знаниями в обстановке, которая располагает к поиску новых решений. Люди переносят опыт совершенно далекого от них бизнеса на свой и приходят к неожиданным открытиям. Именно на стыке несочетаемых вещей рождаются гениальные идеи.

На какую программу полезнее идти предпринимателю, а на какую ― менеджеру? Стоит ли идти в бизнес-школу без опыта ведения бизнеса, управления людьми?

"Развивай свой бизнес" работает не с человеком, а с компанией или проектом, которые он представляет. Мы не обучаем знаниям, а помогаем прокачать бизнес и развить реальные навыки управления. Поэтому программа предназначена для всех собственников, вне зависимости от их опыта. Важнее иметь рабочий проект.

А вот для топ-менеджмента больше подойдет Executive MBA. Это фундаментальная академическая программа, которая дает системный набор знаний для управления. Это важно для знания инструментов бизнеса и понимания, как все работает в целом, для умения прогнозировать, ставить задачи и понимать критерии их выполнения.

Вы говорили, что и сами прошли программу, на которой теперь работаете. Вашему бизнесу она помогла?

Думаю, да. В то время я отправил на обучение еще и шесть своих руководителей и совладельцев. Правда, они все, кроме двоих, уже ушли из компании. Так бывает: в кого-то вкладываешь ты, кто-то в тебя.

Нельзя сказать, что только благодаря обучению в моем бизнесе что-то получилось. Вообще, до меня некоторые вещи доходят с пятого раза. Мы слышим какие-то правила, понимаем, о чем речь, киваем головой… Но только когда вокруг знаний накапливается опыт, приходит понимание. Случилось бы оно без того, давнего, первого прочтения? Думаю, нет.

Многие открытия происходят бессознательно. И начинается самое интересное ― полученные когда-то идеи мы принимаем за собственные, и уже не можем отличить, где наше, а где ― привнесенное извне. И вот спросишь ты человека, почему он пошел учиться, и он назовет классных преподавателей, программу и так далее. И будет уверен, что прорывы в бизнесе ― результат его собственных способностей. Эти события ― учебу и практические успехи ― люди редко связывают между собой.

Как вы сейчас продолжаете свое образование? Через книги?

Художественную литературу, если честно, не читал уже лет 10. Я и бизнес-книги не успеваю читать. У меня дома есть полка для непрочитанных книг. И их количество все время растет. Я не знаю, что с этим делать.

В настоящее время видео и аудио для меня гораздо удобнее. В моей машине вместо музыки всегда включены бизнес-подкасты на польском, английском или итальянском языках. Мне интересен взгляд из-за рубежа. Бизнес-идеи часто рождаются в США, а приходя в другие нации и наполнившись их опытом, становятся гораздо интереснее.

Причем часто из книги или из семинара удается вынести всего лишь одну ценную мысль. Но эта мысль может стоить миллион. Идешь на семинар и ждешь истину. Я при подготовке к занятию беру на себя повышенные обязательства: стараюсь донести хотя бы две ценных мысли. Получается не всегда. Для эффективного обучения должен быть хорошо настроен и "передатчик", и "приемник".

Поделитесь, какие подкасты слушаете?

В статье не стоит ― это было бы прямым советом. А я избегаю прямых советов, пока их не спросят лично.

"Ощущения безопасности у меня никогда и не было"

Думали ли вы когда-либо об эмиграции?

Да, думал. Но я уже жил в других странах и знаю, что мне там будет скучно, а в райских местах грозит полная деградация. Нужно быть там, где интересная работа. Сегодня мне необходимо развить и усовершенствовать то, что уже есть здесь.

Изменилось ли ваше мнение после последних выборов президента?

Нет. Понятно, что ситуация на рынке стала хуже. Люди беднеют, а значит беднеет и бизнес. И мы все катимся куда-то вниз. Но после падения всегда следует подъем. Всегда был оптимистом и надеюсь, что вот-вот падение закончится.

А что касается чувства безопасности? Не утратили ли вы его здесь?

Я же бизнес начинал в 90-х ― у меня этого чувства и не было никогда. Тогда много интересного происходило, но при этом мы испытывали фантастический душевный подъем. Мы строили великое будущее.

Затем был период, когда выполнение законов гарантировало тебе безопасность. А сейчас компании тратят огромное количество энергии для контроля каждой запятой в накладных, тройной проверки своих документов и транзакций на предмет возможного несоответствия субъективному мнению предполагаемых проверяющих. И это, к сожалению, ничего не гарантирует. Но количество энергии в организациях ограничено. Чем больше они тратят на формальные вещи, тем меньше остается для клиентов и на то, чтобы стать лучше и конкурентоспособнее.

Чего в целом ждать бизнесу в 2021 году?

Ожидаемо ― падения. Работает цикл: бедные люди-бедные компании-ещё более бедные люди и так далее. Чем хуже дела у одних, тем хуже у других. И это обнищание продолжится, потому что пока не озвучен рабочий план, как оживить рынок.

Наша задача на этом фоне ― обеспечить компании минимальный рост. Закончить 2021 год не хуже, чем прошлый. Это плохая стратегия, я ее ненавижу. При планировании мы все равно будем закладывать небольшой рост. Но если выйдем на тот же уровень, то будем считать это успехом.

Хорошие новости заключаются в том, что всегда есть возможности для новых бизнесов, новых идей. Мир становится все более прозрачным и открытым. У нас каждый день больше возможностей зарабатывать без границ, и ситуация подталкивает к этому. Да и в стране по-прежнему ходят денежные знаки, а значит их возможно аккумулировать. Нужно просто рождать новые идеи, заводить новые знакомства и обязательно учиться.


Фото: Алексей Матюшков