Бизнес-образование

20.02.2017

Развенчание 10 мифов об электронном обучении

В связи с наступлением эры цифровой революции в образовании и обучении в отрасли повсеместно появляются новые компании, инициативы и инновации по электронному обучению. 

Как и в любом другом периоде инноваций и революционных изменений некоторые из таких предприятий являются успешными, другие нет. Зачастую неудачи подпитывают скептицизм по поводу эффективности электронного обучения как образовательной методики. В связи с этим понятие электронного обучения обросло большим количеством мифов, некоторые из которых будут развенчаны в этом отчете.

В отчете представлены некоторые результаты из Отчета об электронном обучении компании Accenture за 2015 год «Как разрабатывать и масштабировать программы электронного и смешанного обучения в целях повышения эффективности трудовой и предпринимательской деятельности».

В этом отчете сделан вывод, что примеры менее успешных программ электронного обучения имеют место скорее по причине субоптимальной модели и реализации и не связаны с проблемами самой методики электронного обучения. В отчете говорится, что электронное обучение является, по сути, эффективным методом обучения для приобретения Навыков, необходимых для успеха (Skills to Succeed). Вопрос скорее заключается не в том, является ли электронное обучение эффективным, а в том, может ли программа электронного обучения быть эффективно спланирована и реализована.

Миф №1: Результаты учащихся при электронном обучении хуже

Правда

Как показывает практика результаты планируемого обучения при электронном и дистанционном способе обучения были такими же, если не лучше. В то время как Массовые открытые дистанционные курсы приобрели плохую репутацию из-за высокого процента отсева учащихся, такой результат не обязательно будет перенесен на программы смешанного обучения сотрудников. Организации, например, Союз предпринимателей Восточного Лондона (ELBA), достигли достаточно низкого процента отсева, менее пяти процентов, благодаря тщательному планированию своих средств поощрения для выполнения своих программ электронного обучения. Кроме того, электронное обучение может способствовать увеличению процента усвоения материала на 25%-60% по сравнению с традиционным очным обучением (Эванс, 2013 г.).

Пояснение

Для того чтобы электронное обучение было успешным, нужно эффективно спланировать его содержание, например, адаптивное обучение, обучение в игровой форме или социальное обучение. Для того чтобы реализовать истинные цели электронного обучения не достаточно просто разместить учебные материалы на интернет-площадке.

  • Преимущества адаптивного обучения: при адаптивном обучении используются передовые технологии для проведения персонализированного обучения в требуемом масштабе. В отчете за 2013 год, подготовленном Фондом Bill and Melinda Gates Foundation, сообщается о том, что включение компонентов адаптивного обучения в программу электронного обучения способствовало увеличению процента успеваемости учащихся на курсе на 18%. Также было доказано, что аналогичные компоненты обучения способствовали сокращению доли учащихся, отказавшихся от обучения, на 47% (Уотерс, 2014 г.).
  • Преимущества обучения в игровой форме: В ходе обучения в игровой форме либо процесс обучения превращается в игру (посредством значков, досок и т.д.), либо игры являются частью фактического процесса обучения. В ходе исследования, проведенного Университетом Колорадо в Денвере, было установлено, что оценки студентов, которые проходили курсы электронного обучения в игровой форме, были на 14% выше, чем оценки студентов, которые проходили традиционное обучение (Зицман, 2011 г.). В ходе другого исследования, которое проводилось фондом Kauffman Foundation, было установлено, что обучение через игры может повысить уровень запоминания более чем на 108% (Балланс, 2013 г.).
  • Преимущества социального обучения: В ходе социального обучения в процесс обучения включается социальный элемент. Это осуществляется посредством интеграции (например, через параллельные чаты в ходе вебинаров в режиме онлайн) или косвенно (например, через групповые занятия по социальному обучению). Поскольку социальные платформы могут также применяться и при не-электронном обучении, они особенно важны при внедрении программ электронного обучения, поскольку они служат основным каналом взаимодействия. По имеющимся сведениям, студенты, которые участвуют в программах электронного обучения, в два раза чаще пользуются социальными платформами по сравнению со всеми остальными учащимися (Диксон, 2010 г.).

Платформы дистанционного обучения также предоставляют несколько элементов «сопутствующего» обучения в дополнение к учебное программе, например, управление временем и самодисциплина. Однако, как правило, определенные элементы «сопутствующего» обучения приобретаются при стационарной форме обучения, и их воспроизведение в исключительно дистанционной среде обучения не имело особого успеха. Примеры включают развитие межличностных отношений и уважение к культуре и традициям других народов (Керка, 2000 г.; Уанг, 2014 г.). Добавление компонента стационарной формы обучения к программе чисто дистанционного обучения (создание программы смешанного обучения) может способствовать извлечению максимальной пользы их преимуществ сопутствующего обучения.

Миф №2: При внедрении электронного обучения нет реальной экономии затрат

Правда

Со временем программы электронного обучения дают возможность сократить совокупные затраты на одного бенефициара. Недавнее исследование показало, что в результате перехода на электронное обучение корпорации сократили свои затраты на обучение в среднем на 50%-70% (Гутиэрес, 2012 г.), и такая экономия ни в коей мере не ограничивается исключительно корпоративной сферой. По данным недавнего опроса 32 тысяч межотсраслевых организаций, который проводился сообществом eLearning Guild™, благодаря электронному обучению 83% организаций смогли сократить свои расходы до менее 150 долларов США на одного бенефициара – существенно меньше, чем затраты на проведение аналогичных программ при стационарной форме обучения.

Ключевыми движущими факторами, которые обуславливают такие финансовые выгоды, являются существенное снижение капитальных расходов, уменьшение расходов на преподавателей (благодаря возможности увеличения соотношения учащихся и преподавателей без потери качества) и расходов на создание контента. Это позволяет повысить эффективность, результативность и продуктивность программы.

Пояснение

При оценке периода окупаемости необходимо учитывать относительно более высокие первоначальные капиталовложения, которые нужны для запуска программы электронного обучения.

Миф №3: Электронное обучение не эффективно для социально незащищенных слоев населения

Правда

Электронное обучение может успешно применяться для большого числа бенефициаров независимо от возраста, географического региона, предыдущего образования и социально-экономических условий.

Пояснение

  • Наряду с тем, что электронное обучение может применяться для всех бенефициаров, в широком смысле они могут быть разделены на две группы: те, кто сразу готов к электронному обучению, и те, кому необходимы подготовительные курсы.

  • Лиц, которые сразу готовы к обучению: Бенефициары, которые сразу готовы к электронному обучению, обладают определенными способностями, например, базовые технические навыки, умение читать/писать, способность работать самостоятельно, мотивация к обучению или желание просить о помощи.
  • Лица, которым необходимы подготовительные курсы: Отсутствие таких способностей не означает, что бенефициары не могут пройти обучение, а скорее говорит о том, что они могли бы добиться большего успеха, если бы перед электронным обучением они окончили подготовительные курсы. Расходы и время, необходимые для подготовительных курсов, необходимо включить в план для организаций, обслуживающих такие группы.

Миф №4: Электронное обучение не подходит для приобретения определенных навыков

Правда

Результаты исследований не указывают на какие-то определенные виды технических навыков или навыков трудоустройства, которое больше или меньше пригодны для цифровых носителей информации, чем другие.

Пояснение

Основной причиной того, что многие программы электронного обучения не справляются со своей задачей, является несовпадение структуры программы с видом приобретаемых навыков. Главный вопрос, который должен быть задан при разработке программы электронного обучения, заключается скорее не в том, какому виду навыков обучать, а в том каким образом можно эффективно обучить каждому виду навыков в электронной форме. В рамках такого процесса разработки необходимо рассматривать два основных вида структуры программы (Адамс, 2010 г.): модель «первого поколения» больше подходит для технических навыков, а модель «второго поколения» больше подходит для навыков трудоустройства.

Миф №5: Адаптация, необходимая для того, чтобы электронное обучение было пригодно для новых областей (т.е., места, виды бенефициаров и т.д.), препятствует его масштабированию

Правда

Электронное обучение предусматривает настройку, необходимую для адаптации контента для новых культур или языков с возможностью масштабирования, что невозможно в условиях чисто аудиторных программ. Когда речь идет об электронном обучении, адаптация является хрупким балансом между стоимостью и применимостью.

Методы адаптации, в порядке увеличения стоимости:

  • Адаптация аудиторного компонента для того, чтобы лучше согласовать его с цифровым контентом
  • Такой подход позволяет ввести в программы элемент адаптации с помощью преподавателя без дорогостоящих модификаций цифровой части программы.
  • Курирование плана электронного обучения для каждой группы или лица (какие курсы студенты должны изучать и в каком порядке)
  • У организации есть база данных возможных курсов, и бенефициары проходят обучение на курсах, которые больше всего подходят для них (в порядке, который наиболее приемлем для них) – контент любого из таких курсов никоим образом не адаптирован; единственным элементом, который адаптируется, является порядок, в котором учащийся их проходит.
  • Адаптация цифрового материала для различных групп бенефициаров

Контент различных курсов адаптируется для групп бенефициаров или отдельных бенефициаров. В то время как основная суть, как правило, не меняется (теория того, что преподается), объекты обучения (примеры, видеоролики и связанные данные) могут существенно различаться с учетом культуры, опыта и уровня образования бенефициара. Несмотря на то, что зачастую такая модель повышает уровень полезности контента для учащихся, она требует больших затрат, поскольку необходимо разработать и интегрировать в программу более обширную база материалов.

  • Адаптация всей платформы

Учащиеся, которые получают материалы от различных контент-провайдеров, через различные системы управления обучением, на различных видах носителей, с различными структурами оценки. Это самый радикальный вариант адаптации, который является самым дорогостоящим и сложным для реализации

Миф №6: Бенефициарам слишком трудно применять электронное обучение вследствие отсутствия доступа к ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Правда

Было доказано, что трудности, связанные с отсутствием доступа к ИКТ, можно преодолеть или обойти практически в любых условиях. Отсутствие доступа к ИКТ, необходимых для электронного обучения, может быть связано с общей ситуацией с инфраструктурой в данном регионе или с отсутствием доступа у конкретного бенефициара. Число программ электронного обучения, которые преодолевают проблемы, связанные со стоимость услуг и надежностью, и демонстрируют впечатляющие результаты, постоянно растет. На данный момент были разработаны программы электронного обучения для всех видов подключения – от обучения на планшетах в городах со сверхбольшим количеством уникальных подключений до программ мобильного обучение (mLearning) через многофункциональные телефоны в удаленных деревнях. Лучшей технологией для программы является технология, которая есть у бенефициаров, которую они могут использовать и могут себе позволить (Трукано, 2013 г.). Некоторые программы стремятся внедрять новые технологии, добавляя в программу дополнительные уровни сложности. Для преодоления различных проблем с доступом успешно применяются различные способы, для которых не требуются новые технологии, например:

  • Создание общественных центров с общим доступом
  • Предоставление контента в автономном режиме и синхронизация устройства, когда оно возвращается в режим онлайн
  • Использование сети сотовой связи (многофункциональные телефоны) вместо широкополосной сети.

Пояснение

Препятствия для ИКТ могут создавать существенные проблемы для программы электронного обучения и требуют тщательного планирования в целях преодоления таких проблем.

Миф №7: Электронное обучение ставит под угрозу работу преподавателя

Правда

Несмотря на распространенное мнение, электронное обучение предоставляет возможности для преподавателей. Зачастую преподавателям нужно тратить меньше времени на одного учащегося – недавнее исследование показало, что обычно при электронном обучении преподаватель тратит на 40% - 60% меньше времени, чем при преподавании такого же материала в традиционной аудитории (Эванс, 2013 г.). В результате этого преподаватели могут получить несколько различных преимуществ, включая возможность уделить больше внимания не прямой подаче материала, а консультированию и наставничеству, помогая повысить качество обучения и улучшить его результаты. Преподаватели могут также уделить больше времени и внимания содействию в планировании программы (дополнительные разделы курса, увеличение количества студентов и т.д.). В то время как зарплатный потенциал и рабочие часы преподавателя могут оставаться неизменными, программа может выиграть от снижения затрат на одного студента.

Миф №8: Обучение преподавателей для электронного обучения не сильно отличается от обучения преподавателей для очного обучения

Правда

Переход к новой педагогике, а также обучение эффективному применению цифровых технологий для обучения требует существенной подготовки. По словам старшего специалиста Всемирного банка по технологической политике в области образования Майкла Трукано: «Если есть один четкий урок, извлеченный из внедрения образовательных технологий в школах по всему миру, то это он заключается в том, что подготовка преподавателей является важной составляющей успеха таких инициатив. Работа с преподавателями через регулярную техническую и педагогическую поддержку и постоянное профессиональное развитие должна быть основой любых крупных инвестиций в ИКТ в школах». (Трукано, 2010 г.)

На обучение преподавателей эффективному использованию онлайн-ресурсов для электронного обучения требуется время. Программы должны предусматривать это в рамках обычного рабочего времени сотрудников (а не в свободное время). Преподаватели, которые проходят дополнительную подготовку в свое свободное время для последующей аттестации, должны получить благодарность, поощрение, и им должны быть выданы свидетельства об успешно окончании курсов (Фридрих, 2010 г.)

Миф №9: Нет реального способа проверить имело ли место обучение при электронном обучении

Правда

Возможности СУО, которые обычно имеют большое значение для программ электронного обучения, существенно упрощают сбор данных об уровне образования учащихся и управление такими данными, предоставляя программу более целостную картину способностей каждого учащегося в любой данный момент времени. В целях отслеживания достижений программы могут:

  • Отслеживать окончание курсов: Несмотря на то, что это не доказывает усвоение материалов обучения, дается гарантия того, что курс обучения был пройден.
  • Проверка приобретения навыков после обучения: Как и при традиционном очном обучении, электронное обучение может включать оценки учащихся, что позволяет отслеживать уровень навыков, приобретенных после обучения. Электронное обучение в форме адаптивных программ, в игровой форме или в других форматах также может сделать шаг вперед, соизмеряя не только усвоение, но и способность принимать решения с контентом. Этого сложно достичь при использовании традиционной оценки с помощью контрольных вопросов. (Аллен, Дирксен, Куинн, Талхаймер; 2014 г.). Измерение относительного улучшения навыков: В целях установления постепенного совершенствования навыков необходимо установить базовую линию. В ходе исследования было установлено, что это большое недостающее звено для большинства программ электронного обучения. 67% опрошенных директоров программ сообщили, что они не измеряют эффективность своих программ на web-основе. (Стротер, 2002 г.). 
  • Выдача сертификатов или значков: Организации могут выдавать значки учащимся, которые признаются на рынке рабочей силы. 

Пояснение

Некоторые организации предпочитают проверять обучение по программе в целом вместо оценки эффективности только электронного обучения. Пока существует необходимость в измерении результатов таких программ, понимание влияния и областей для усовершенствования электронного обучения также имеет большое значение.

Миф №10: Электронное обучение не влияет на возможность поддерживать связь с выпускниками и оказывать им содействие

Правда

Возможность получить доступ к дополнительному дальнейшему обучению является одной из самых востребованных услуг у выпускников программ обучения – независимо от того, хотят ли они просто освежить знания, которые они приобрели в рамках программы, или приобрести дополнительные навыки, которые им понадобились после выпуска. При использовании цифровых носителей они могут получить доступ к этому контенту с минимальными расходами для организации (Carrington Crisp Limited, 2014 г.). Доступ к такому дальнейшему обучению для выпускников – это передовая практика, упомянутая в Манифесте по электронному обучению (E-Learning Manifesto) (Аллен, Дирксен, Куинн, Талхаймер; 2014 г.).

Постоянная поддержка выпускников влияет на желание выпускников впоследствии внести свой вклад в программу путем прямого участия, менторства или связи с работодателями.