Бизнес-образование

О дизайн-мышлении, финансах и soft skill’ах

Для тех, кто термин слышал краем уха – что такое «дизайн-мышление»?

Владимир Числяк

По образованию и призванию – финансист (18 лет практического опыта в финансах). Сейчас увлекся темами лидерства, устойчивого развития, развития мышления, эмоционального интеллекта.

Вообще, идея дизайн-мышления впервые была сформулирована в конце 60-х годов прошлого столетия Гербертом Саймоном в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial), а позднее её развили ученые Стэнфордского университета и даже основали Стэнфордский институт дизайна, который и продвигает эту идею по сей день. Дизайн-мышление – это методология решения комплексных задач (с не очевидным решением), в основе которой лежит творческий подход. Я бы еще добавил, что это человеко-ориентированный, по своей природе, подход.

Первое, из чего мы исходим - мы хотим что-то поменять, но пока не знаем, куда нас это приведет. На переднем крае стоит пользователь, наш клиент, покупатель, потребитель. Мы с него начинаем. Как я уже говорил, это не количественный, а качественный инструмент. Мы пытаемся на каждом этапе вовлечь нашего пользователя в этот процесс. Мы создаем множество идей, их тестируем и выбираем, какая работает лучше и повторяем один, или несколько этапов дизайн-мышления столько раз, сколько требуется для решения проблемы.

Дизайн-мышление = критическое мышление? Основано на мысли о том, что все нужно подвергать сомнению?

Это две дороги, идущие параллельно, иногда пересекаясь. Никто не запрещает критически мыслить, когда мы работаем с инструментами дизайн-мышления, но, всё же, дизайн-мышление поощряет самые безумные идеи, а критическая мысль может их погубить.

Дизайн-мышление – это отличный инструмент для решения многих задач и проблем, которым мы в постсоветской бизнес-среде недостаточно пользуемся. Область применения очень огромная: это и разработка новых видов продуктов и услуг; и улучшение бизнес-процессов; и реконструкция услуг в социальной сфере, программах помощи и здравоохранении; и поиск новых решений социальных и экологических проблем; и разработка новых технических и IT решений и еще много где и как.

Мы, решая любую проблему с помощью дизайн-мышления, пытаемся посмотреть на нее глазами пользователя, понять его боли, чего ему не хватает, что мешает. Конечно же, мы пытаемся «покрутить» эту проблему справа-налево и обратно, чтобы хорошенько в ней разобраться. Применяя инструменты дизайн-мышления, мы стараемся сгенерировать как можно больше идей, лучшие протестировать и дать своему пользователю жизнеспособный продукт.

Чем может помочь дизайн-мышление в работе \ карьере финансиста?

Финансисты – это, как правило, люди цифр, обладающие развитым аналитическим мышлением, с огромным левым полушарием головного мозга, значительно превышающим правое! ))) Так вот, дизайн-мышление – это тренажер для прокачки правого полушария, отвечающего за творческие процессы, это как штанга для атлета. Если финансист хочет развиваться в своей профессии не только как счетовод, а стать полноценным управленцем, смотреть на вещи стратегически, обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта и т.д., то творческий подход к решению проблем будет полезным инструментом в его арсенале.

Как ты дошел до программы MBA?

Первый раз о существовании MBA я услышал, еще будучи студентом, в конце 90-х годов. Это была небольшая статья в газете о том, как устроен день выпускника программы MBA престижной заграничной бизнес-школы типа INSEAD, Harvard или Oxford. Так вот, день этого преуспевающего человека начинался с чашечки кофе в кафе «The Wolseley» в Лондоне, обеденные переговоры проходили в ресторане «Eleven Madison Park» в Нью-Йорке и день заканчивался бизнес-ужином у самого знаменитого в мире токийского сушиста в «Sukiyabashi Jiro». Во время перелетов он работал с бумагами, анализировал данные и готовился ко встречам. Я очень сильно загорелся идеей поступления на подобного рода программу и даже вырезал эту статью из газеты, как напоминалку самому себе, к чему стоит стремиться. Я, конечно же, понимал, что мне предстоит пройти определенный путь, чтобы стать студентом программы MBA, как в плане знаний и практического опыта, так и окрепнуть ментально и материально. Но цель поставлена и теперь оставалось найти средства для ее достижения. И я начал рассматривать, что же предлагает рынок образовательных услуг в нашей стране на то время. Так как я намеревался строить свою карьеру в области финансов, то и искал программы этой тематики и мне на глаза попался один двухмодульный курс в Бизнес-школе ИПМ. Первый модуль назывался «Управленческий учет и бюджетирование», второй «Диплом контроллера». Это было в далеком 2005 году. Прочитав программу и оценив преподавательский состав, я, недолго думая, подал документы. И остался очень доволен! Преподавательский состав, способ подачи материала, актуальность этого материала, практическая применимость – все было на высоте. С этого момента я понял, что данное учебное заведение, однозначно, в топ-е в нашей стране и что я еще не раз сюда вернусь - для пополнения своего багажа знаний. Так и произошло! В 2011 году я тут «прокачал» свои управленческие навыки на курсе «Как стать успешным руководителем», в 2013 году прошел обучение на программе «Финансовый директор», в 2015 году жизнь меня окунула в продажи и надо было этому учиться на программе «Протеин для продаж», в 2016 году, одним из первых, прошел обучение на курсе «Soft-skills для финансистов», в 2017 году подтянул навыки управления оборотным капиталом и в 2018 году стал студентом Executive MBA. Вот так сложился мой путь на MBA, но я очень этому рад, потому что мне было намного легче учится, и я уже был «созревшим фруктом» для обучения на этом уровне. Отдельно хочу сказать несколько слов и дать рекомендации о программе «Финансовый директор». Наверно, более комплексного и сбалансированного курса для финансистов вы не найдете в нашей стране. Программа структурирована на четко продуманные и логические блоки, закрывающие весь спектр вопросов финансового директора. Каждый блок заканчивается практическим заданием, что позволяет его отработать на своем предприятии. И в завершении, вы готовите и защищаете индивидуальный проект, который должен послужить качественному изменению финансового менеджмента в вашей организации. Единственное, чтобы я посоветовал поступающим на эту программу, подтянуть фундаментальные знания в области экономики и финансов, потому что курс рассчитан на более опытных финансистов и базовые понятия во время курса используются без детальных объяснений.

А что вынес из MBA? В чем добавленная ценность к тому, что уже было?

Как я уже сказал, для меня учеба на MBA была осознанным и хорошо продуманным шагом. Я, поступая туда, четко осознавал, что получу и в каком виде. Однако, мои ожидания были многократно превышены. Эти два года невозможно описать в нескольких предложениях. Один из самых ярких эмоциональных периодов в моей жизни. Основное, что я вынес из MBА – это люди. Не в прямом, конечно, смысле, а в переносном. У тебя появляется огромное количество друзей и знакомых, и ты можешь решить любую проблему и получить квалифицированный совет буквально за минуты. Еще, учеба на MBA, здорово прокачивает твои soft-skills. Тебе становится легче выступать перед аудиторией, ты начинаешь критически мыслить, ты учишься комплексно смотреть на проблему и гибче подходишь к некоторым вопросам. И третье, чтобы я выделил, это систематизация знаний. Ты становишься полноценным управленцем с комплектом навыков и умений для успешного решения любых бизнес задач.

С высоты твоего опыта – в чем «смертные грехи» финансового директора?

Думаю, в список вот такие пункты можно включить:

  1. Недальновидность. Финансовый директор должен оперировать стратегическими задачами и свои оперативные вопросы вписывать в этот контекст.
  2. Финансирование долгосрочных активов и инвестиций краткосрочными обязательствами. Это вроде звучит банально, но сплошь и рядом многие руководители и финансовые директора наступают на эти грабли. В один прекрасный день вы можете стать, мягко говоря, неплатежеспособной организацией, а если захотите продать свой бизнес, то будете неприятно удивлены, что стоимость вашей «корпорации» близка к нулю, или отрицательна. Один из ярких примеров, который был у всех на слуху – сеть гипермаркетов «ProStore». Для спасения ритейлера и сохранения рабочих мест, пришлось привлекать государственные органы и использовать финансовые инструменты в виде возвратного лизинга. Однако, все это не уберегло сеть от раздела между другими игроками рынка.
  3. Жадность. Экономим на спичках, а пьем коньяк. Конечно, никто не отменял эффективное использование ресурсов, но до крайностей не стоит доходить, особенно если эта экономия может привести к авариям и человеческим жертвам.
  4. Отсутствие, или плохо налаженная межфункциональная коммуникация. Финансовый директор – это хороший коммуникатор, ему постоянно приходится общаться с коллегами, собственниками, подчиненными, финансовыми институтами и т.д. Какой толк от цифр, если они не донесены, не разъяснены и не получена обратная связь от получателя этой информации? Да, порой приходится общаться с коллегами на не совсем приятные темы и задавать неудобные вопросы, вот в такие моменты и проявляется способность эффективных коммуникаций.
  5. Почивать на лаврах. Казалось бы, чему еще может научиться опытный и матерый финансовый директор с ХХ-летним стажем работы, который все построил и наладил на своем месте? Многому. Появляются новые подходы, выходит новый софт, новые программы обучения и т.д. Да и молодые, креативные, голодные до должностей интеллектуалы тоже не дремлют, в спину дышат!