Бизнес-образование

29.08.2019

Lean-форум

В июне 2019 года впервые прошел «Lean-форум», организованный Школой финансов и контроллинга Бизнес-школы ИПМ (ИПМ).

Еще лет 5 назад разговоры о повышении эффективности носили для многих белорусских компаний характер абстрактный: «Ну да, наверное, это надо делать, но пока руки не доходят…» - рассказывает руководитель Школы финансов и контроллинга ИПМ Владислав Толкач. - Это вполне естественно, когда у тебя рост, ты занят ростом. До примерно 2014 года повышенные риски работы на территориях Беларуси, России, Украины, Казахстана компенсировались бизнесменам повышенной доходностью. Выручка росла, маржа тоже была хорошей.

Сейчас риски у бизнеса вряд ли снизились, а повышенная доходность пропала и вряд ли вернется. В этой новой реальности надо заглядывать внутрь компании – сбрасывать «жирок», становиться более стройными, поджарыми, бережливыми».

В LEAN форуме приняли участие свыше 90 человек и более 45% - это были собственники и генеральные директора компаний. Когда сами боссы находят время для участия в подобных мероприятиях, значит, тема действительно актуальна.

О своем опыте использования инструментов LEAN рассказывали и делились кейсами Илья Беленький, директор по финансам и IT компании «Лидское пиво»; Екатерина Киба, финансовый директор, и Алла Матус, Lean coordinator, компании «Unomedical»; Дмитрий Середа, собственник компании «Святовит»; Андрей Титовец, операционный директор компании «Profile Vox»; Андрей Цыган, собственник, компании «Изи-Штандарт»; Сергей Ткаченко, соучредитель, и Юрий Тетерский, технический директор, консультант-внедренец LEAN, компании «EnCata».

Система 5S, kaizen-движение, kanban-доски в управлении проектами, визуализация результатов работы на открытых dashboard-ах, принцип «защиты от дурака» («poka yoke»), чек-листы, хронометраж рабочего времени – все эти инструменты стоят недорого, а эффекты могут давать сумасшедшие.

Широко известен ролик, показывающий, как быстро меняют колеса в Ferrari, участвующем в гонках Formula One. В выступлении Андрея Титовца (компания «Profile Vox», выпускает оконный профиль) был похожий кейс, показывающий, как компания сократила время переналадки одного станка с 13 минут до 5 секунд. Если на таком станке идет процесс непрерывной экструзии, и по какой-то причине все, что из этого станка за 13 минут выходило, пошло в брак, то примерные эффекты экономии понятны.

Интерес к инструментам системы LEAN первым просыпается у производственных компаний. Уменьшение запасов, быстрая переналадка оборудования, сокращение времени изготовления продукта, недопущение брака – все это так или иначе ведет к снижению производственных затрат.

Торговые компании могут найти в LEAN хорошие возможности по сокращению запасов и оптимизации складских процессов и транспортных маршрутов.

В сфере услуг оптимизируется в первую очередь рабочее время сотрудников - время, которое тратится на контроль, согласование вопросов с вышестоящими инстанциями, исправление ошибок, простои.

«Один из популярных Lean-инструментов – карта потока создания ценности (value stream map) – приводит пример Владислав, - она учит проверять все наши действия через клиента, обувшись в его тапки. Допустим, компания, работающая в индустрии моды, пошила у себя на фабрике красивую розовую кофточку, а потом продала ее в своем же фирменном магазине. Клиенту кофточка нравится, он заплатил за нее деньги. Но какие действия, совершаемые компанией, на самом деле создают (добавляют) этой кофточке ценность? Доставка ее на склад, а потом со склада в магазин? Хранение в магазине? Контроль качества используемого сырья, а затем готовой продукции? Исправление брака, если изначально пуговица была пришита не там? Бухгалтерский учет кофточки?»

Продукт от начала изготовления до момента продажи, как правило, проходит через огромное количество рук кладовщиков, грузчиков, бухгалтеров, охранников, юристов – тех подразделений, которые никак не делают его лучше (с точки зрения клиента). А затрат на продукте при этом наматывается немало.

Разложить цепочку своих процессов на действия, создающие ценность, и действия, просто пожирающие ресурсы – крайне полезное интеллектуальное упражнение. Особенно, если посчитать стоимость каждого этого действия. В большинстве отраслей действия по созданию ценности – это жалкие 5-10% от суммарных затрат. А все остальное (до 95%!) – то что называется смешным японским словом «muda» (потери).

Хранение запасов сырья и готовой продукции на складе – «muda». Время на пустую беготню по цехам (например, в поисках потерявшегося гаечного ключа) – «muda». Простой станка или автомобиля – «muda». Контроль качества – тоже «muda»…

Антуан де Сент-Экзюпери как-то сказал, что совершенство достигается не тогда когда ничего нельзя ДОБАВИТЬ, а тогда, когда ничего нельзя ОТНЯТЬ. Примерно так - путем отсечения - из куска мрамора получилась, например, Венера Милосская.

Научиться видеть «муду» в процессах – это первый важный шаг. Второй шаг – начать от «муды» избавляться. Постепенно, через серию небольших, но постоянных улучшений – так называемых «kaizen’ов”».

LEAN – не только в производстве. Тот же принцип «poka yoke» («нельзя поступить иначе») можно (нужно!!!) использовать в любом бизнесе. Если в течение 15 минут сотрудник компании «Изи-Штандарт» не выставляет клиенту обновленное коммерческое предложение, в офисе начинает играть новый хит Стаса Михайлова. Выключить музыку нельзя, пока коммерческое предложение не будет выставлено. Таких «офисных» LEAN-идей в выступлении Андрея Цыгана (собственник компании) прозвучало много.

LEAN – это весело, глубоко и полезно. Как говорит Илья Беленький («Лидское пиво»): «Чем больше туда погружаешься, тем больше хочется».


Обращаем Ваше внимание на программы Школы финансов и контроллинга:

Еще больше статей в Региональном Дайджесте>>>