Бизнес-образование

Ольга Томашевская| 05.02.2020

Blended-формат: обучение в интересах менеджмента

Новые технологии повышают эффективность образовательных программ в несколько раз. Этого удается достичь в формате blended (смешанного) обучения, который сочетает дистанционные и очные занятия.

О причинах роста популярности смешанного формата и о том, как технологии позволяют получать новые навыки, «Дайджесту ИПМ» рассказала Флория Волынская, автор одной из первых в мире blended-программ в Университете Мериленда.

Интервью прошло во время визита Флории Волынской в Минск, в рамках которого она при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и PYXERA Global (США) проводила обучение преподавателей Бизнес-школы ИПМ по созданию образовательных курсов в blended-формате.

— Главная особенность blended-формата заключается в том, что он дает возможность не просто получать знания, но и отрабатывать навыки. Это происходит за счет того, что преподаватель стимулирует слушателей много работать самостоятельно. Раньше студент тратил деньги на то, чтобы отсидеть восемь часов в аудитории, пока преподаватель что-то там рассказывает. Но теперь такой подход в ведущих университетах используется все меньше.

Мы смотрим на слушателей глазами менеджера и думаем о том, какие качества и навыки руководитель хочет видеть

у своего сотрудника. Умения читать книги или слушать лекции явно недостаточно. Необходимы более сложные навыки

— умение самостоятельно находить информацию, вычленять важное из большого объема знаний и на основе этого принимать решения. Поэтому сегодня смешанное обучение строится на том, что в аудитории слушателю задается определенное направление, но продолжать работать по нему он должен сам. Мы учим людей учиться, реализовывать самостоятельные проекты, критически подходить к получаемой информации.

— Как это происходит на практике?

— Любой blended-курс предполагает определенный процент самостоятельного обучения в онлайн-системе, где слушатель не просто читает материал, но и выполняет практические задания, направленные на отработку навыков. Минимальный процент асинхронной работы в рамках blended-курса составляет 30%, а оптимальным считается показатель от 30 до 50%.

Программа обучения должна выполнять определенные цели. И эти цели не сводятся к тому, чтобы впихнуть какой- то объем знаний в головы слушателей. Тому, кто создает курс, нужно точно понимать, какие навыки должны быть

отработаны в итоге. Отработаны настолько хорошо, чтобы человек мог сделать то, чему он обучился, даже через три года после того, как покинет аудиторию. Каждое задание в рамках курса должно работать на эту цель. И если такой эффект будет достигнут — значит, получилась хорошая, сильная программа.

Если blended-программа сделана с умом, студенты получат от нее гораздо больше, чем если бы просто послушали выступление преподавателя. Дело в том, что обычно лекционный материал плохо усваивается: в среднем студент запоминает примерно 8% из того, что он слышит в классе. А когда он изучает предмет самостоятельно, пробует реализовать что-то на практике и выполняет домашние задания, запоминание достигает 90%.

— Когда появились первые программы дистанционного обучения, образовательные учреждения возлагали на них большие надежды, однако впоследствии были разочарованы: выяснилось, что люди ленивы, и, занимаясь самостоятельно, большинство не заканчивает учебу.

— Десять лет назад, когда появились первые дистанционные программы, они были совсем другими. Тогда в онлайн- систему просто сгружали всю имеющуюся информацию. Теперь это не имеет смысла: любую информацию можно без труда найти в Интернете. К тому же опыт платформы Coursera, где самые сильные университеты выкладывают бесплатные курсы, видеокурсы, упражнения, показывает, что никто там толком не учится. 96% слушателей не заканчивают курс, потому что никто не стоит над душой и не заставляет учиться. Но как только появляется контакт с педагогом, с группой, появляется совершенно другая мотивация. Поэтому сегодня используется blended-формат, где есть преподаватель — тот, кто занимается режиссурой этого процесса, тот, кто берет за руку и объясняет: тебе надо уметь вот это, и вот курс, который поможет тебе этого достичь.

И в этом смысле ничего не поменялось с древних времен. Как и раньше, нужен хороший педагог, который будет передавать знания и навыки. Просто технологии и глобализация дают возможность проходить курс в любом месте и в любое время. И дело не только в том, что не нужно ездить в другой город, где расположено учебное заведение.

Для организации, которая проводит обучение, смешанный формат - это возможность снижения затрат: можно гораздо меньше платить за аренду аудитории и другие административные расходы, снижается и оплата труда преподавателей, поскольку очных часов становится меньше. Все это позволяет сделать образование более доступным по цене для слушателей, что особенно приятно с учетом его высокой эффективности. При этом нужно постоянно помнить о том, что смешанный формат — как тренировки в спортзале. Каким бы ни был хорошим тренер, нужно заниматься самому, чтобы получить хороший результат.