Бизнес-образование

20.02.2017

Бизнес-образование в blended-формате: наилучшее средство получить преимущество в кризис

Кризисная ситуация в экономике требует все большей отдачи от руководителей компаний – как топ-менеджеров, так и от менеджеров среднего звена. В постоянно меняющейся обстановке им требуются новые знания, навыки и умения. Одновременно возрастает количество текущих задач, которые требуют срочных решений. Совместить приобретение новых знаний с постоянной оперативной деятельностью довольно сложно. Выходом в этой ситуации может быть получение бизнес-образования онлайн или в blended (то есть смешанном – онлайн и оффлайн) формате.

Западные бизнес-школы уже много лет занимаются внедрением современных технологий, чтобы сделать получение образования максимально комфортным и в то же время эффективным для слушателей. В Беларуси внедрение этих технологий в бизнес-образование происходит на основе наработанного в других странах опыта. К примеру, Бизнес-школа ИПМ выбрала blended-формат как оптимальный вариант для создания программы «Профессиональный менеджер» для руководителей среднего звена и программы «Маркетинг-профессионал».

Смешанный формат был выбран по той причине, что он объединяет лучшее из того, что есть в дистанционной и очной формах обучения. Практика показывает, что в силу ряда причин это наиболее удачный вариант. Несколько лет назад западные учебные заведения увлекались дистанционными программами -- образование можно было получить, вообще не посещая аудиторию. Поначалу казалось, что это идеальный вариант: при наличии ноутбука он позволяет учиться в любом месте и в любое удобное время – как на рабочем месте, так и во время деловых поездок и путешествий.

Однако выяснилось, что дистанционное образование в чистом виде имеет определенные минусы. Один из них заключается в том, что от слушателя требуется высокий уровень мотивации, до конца курса в дистанционных программах доходят не все. Отчасти это связано с психологическими причинами: людям пока еще непривычно учиться в ситуации, когда они не общаются лично с преподавателями и другими слушателями. Кроме того, существует важный элемент бизнес-образования, который невозможно организовать в дистанционном формате. Речь идет об обучении действием, когда знания не передаются от преподавателя к слушателю, а создаются непосредственно во время занятия. Для этого учебный процесс организуется в определенном формате: участники делятся своим профессиональным опытом, и в результате направленной дискуссии возникают новые идеи. Обучение действием не может применяться дистанционно, однако прекрасно работает в blended-формате.

Таким образом, смешанная форма обучения, объединяет удобство дистанционного формата, позволяя время (а иногда и средства – если учебное заведение находится в другом городе) на посещение аудитории. В онлайн-формат переведен весь лекционный материал, восприятие которого не требует присутствия слушателей в аудитории. А вот занятия, где требуется синергия и вовлеченность всех студентов, проводятся в аудитории. Благодаря такому смешению двух форматов слушатели также имеют возможность и эффективно распоряжаться своим временем, и общаться с коллегами, вырабатывать новые идеи и заводить деловые контакты, то есть получать максимум пользы от бизнес-образования.