Публикации преподавателей

Василь Дукарка|TUT.BY| 29.01.2014

Жить станем лучше, если будем образованнее?

Уровень образования граждан оказывает заметное влияние на экономику страны. Этот факт подтверждают как многочисленные исследования, так и мировой опыт. В истории новейшего времени есть немало примеров того, как повышение роста уровня образования становилось важнейшим толчком для стремительного роста экономики.

"Все истории экономического успеха, в частности, примеры Китая и Азиатских тигров (Южной Кореи , Сингапура, Гонконга и Тайваня. – Прим. ред.) связаны с быстрым ростом уровня образования среди населения. Ведь образование - важная часть человеческого капитала, который в современной экономике играет огромную роль", - говорит эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Катерина Борнукова.

В качестве примера экономист привела Сингапур. В 1960-80-е годы эта страна росла огромными темпами и превратилась из страны третьего мира в одного из мировых лидеров по уровню доходов. Одновременно рос и уровень образованности: если в 1966 году в Сингапуре 55% населения было неграмотно, то к 1990 году неграмотность была полностью искоренена, а доля населения, имеющего среднее специальное или высшее образование, возросла с 16 до 66%. Сегодня школьники Сингапура занимают места в верхней пятерке по всем предметам в Программе международной оценки студентов PISA (The Programme for International Student Assessment), а местные университеты - почетные места в мировых рейтингах.

Большинство стран мира субсидируют и поддерживают образование. Ведь в современном мире физическая работа становится все менее востребованной из-за роста уровня автоматизации производства и все большую ценность приобретает квалифицированный труд. А что же Беларусь? По формальным показателям у нас в стране все хорошо: школьное образование получают почти все, многие имеют дипломы колледжей или университетов. Тем не менее все чаще предприятия жалуются на уровень подготовки специалистов.

По мнению Катерины Борнуковой, это связано с тем, что белорусская система образования не ориентирована на потребности рынка труда: "Экономика меняется очень быстро, появляются новые идеи, методы работы и технологии. А наша система образования не нацелена на изменения и потому реагирует на них достаточно медленно".

В качестве примера можно привести такую сферу белорусской экономики, как IT. 

"IT-рынок в мире меняется с сумасшедшей скоростью. То, что было новаторством год назад, становится неактуальным сегодня. Белорусская система образования не умеет так быстро перестраиваться, программы меняются крайне медленно и несущественно, преподавательский состав не обновляется, знания устаревают", - рассказала директор обучающего центра IT Mine Виктория Бутич.

По ее мнению, это уже сегодня привело к росту спроса на дополнительное образование.

"Многие студенты осознают, что уровень вузовской подготовки недостаточен для того, чтобы удовлетворить требования работодателей. Поэтому они еще в период обучения в институте посещают дополнительные обучающие программы. Часто такие программы организуются вузом совместно с IT-компаниями. Проблема в том, что на таких курсах, как и в самих вузах, упор делается на обучение специальности программиста. В то же время сейчас среди работодателей растет спрос на высокооплачиваемые профессии, которым уделяется мало внимания в традиционном образовании. Например, бизнес-аналитик, специалист по юзабилити и UX и другие", - говорит Виктория Бутич.

Аналогичным образом складывается и ситуация в сфере подготовки менеджеров и руководителей. А ведь их работа непосредственно отражается на экономике через деятельность предприятий и организаций.

"Часто преподаватели вузов не могут дать студентам знания, необходимые современному управленцу. Одна из проблем заключается в том, что многие из преподавателей даже не владеют английским языком, на котором пишется современная бизнес-литература, статьи и исследования. Таким образом, они сами не имеют доступа к новым знаниям", - считает руководитель программы Executive MBA Бизнес-школы ИПМ Наталья Макаева.

В последнее время многие предприятия столкнулись с необходимостью переподготовки управленцев – причем не только вчерашних выпускников вузов, но и людей с определенным опытом работы. По словам Натальи Макаевой, отношение к получению дополнительного образования во многом зависит от уровня компании и ее позиции на рынке: "В отраслях, где уровень конкуренции пока еще слабый, предприниматели не спешат вкладывать в завтрашний день. Но компании, которые работают на международных рынках, общаются с партнерами из других стран, вынуждены соответствовать высокому уровню. Поэтому они ищут возможности для развития, в том числе через образование своего персонала".

Такие компании нередко создают внутреннюю систему обучения и даже организуют собственные образовательные центры. А в случае, если их управленцам требуется разносторонняя системная подготовка, направляют их в бизнес-школы. Следует отметить, что в сфере бизнес-образования у Беларуси есть определенные успехи, зафиксированные влиятельными международными организациями. Недавно был опубликован очередной международный рейтинг EDUNIVERSAL, который ежегодно определяет лучшие программы MBA (Магистр бизнес-администрирования). В этот рейтинг впервые попала белорусская программа - Еxecutive МВА Бизнес-школы ИПМ. Она заняла 18-е место среди восточноевропейских школ.

"В рейтинг попали только серьезные программы - со всего мира их было выбрано 200, из Восточной Европы – 20", - отметила Наталья Макаева.

Рост спроса на последипломное образование свидетельствует, что потребность экономики в высококачественных обучающих программах растет. Появление международно признанных программ в свою очередь демонстрирует, что в Беларуси есть преподаватели, способные работать на европейском уровне. Все это позволяет надеяться на то, что со временем произойдет трансформация всей белорусской образовательной системы, что позволит ей стать драйвером экономического роста.