Публикации преподавателей

Ольга Андреева|TUT.BY| 14.05.2014

Зачем бизнесменам нужно играть

Одной из тенденций нашего времени является использование новых знаний о психологии человека в разных сферах жизни. В качестве примера можно привести такую технологию как геймификация. Ее суть – превращение в игру серьезных занятий, что делает их более интересными и привлекательными.

"Геймификация - это использование игровых механик для решения неигровых задач. Вот простой пример: на улице стоит урна в виде пингвина, которая говорит "спасибо", когда вы бросили туда обертку от конфеты", - пояснил Алексей Дунаевский, коммерческий директор Бизнес-школы ИПМ.

Таким образом, под видом игры решается социальная задача — сделать так, чтобы люди не мусорили на улице. Игровые методики также хорошо зарекомендовали себя в сфере образования. Часто они позволяют получать практические навыки применения новых знаний, не выходя из аудитории. Очевидно, что игровые методики могут использоваться не только в социальной, но и в других сферах. В частности, они с успехом применяются в бизнесе. Геймификация обычно используется как для эмоционального вовлечения потребителя, повышения его лояльности к бренду, так и для мотивации персонала.

Один из первых опытов использования игровой мотивации для привлечения клиентов датируется 1912 годом, когда производитель попкорна впервые начал вкладывать игрушки в упаковки со своей продукцией. Можно предполагать, что любовь человека к игре использовалась и ранее, на протяжении всей истории, но, как правило, это происходило интуитивно, бессознательно. Форму и теоретическую базу геймификация приобрела только в ХХ-ХХI веке.

Сегодня активно применяют игровые методики в своих маркетинговых стратегиях такие известные бренды, как Nike, eBay, Microsoft, Nissan. 

"По сути, большинство рекламных игр с покупателями являются геймификацией", - отмечает Светлана Борисевич, руководитель отдела маркетинга Бизнес-школы ИПМ.

Еще одна сфера применения игровых технологий – мотивация персонала. Геймификация помогает эффективнее решать рутинные задачи, усложняя их и тем самым делая более интересными с помощью игровых элементов. В результате работа напоминает прохождение игровых уровней: чем сложнее перейти на новый уровень, тем интереснее.

Геймификация будет полезна и в тех случаях, когда человек уже достиг определенного профессионального мастерства и для дальнейшей эффективной работы ему нужно вдохновение и эмоциональная вовлеченность.

В качестве примера можно привести использование игровых технологий в аэропорту Сан-Франциско. Представьте себе на минуту рабочий день охранников аэропорта: они постоянно смотрят в мониторы, где видят довольно однообразное содержимое сумок и чемоданов. А перед глазами у них в течение всего дня проходят сотни людей И вдруг им предлагают игру: "Среди пассажиров скрывается гоблин, и вам нужно его поймать". Концентрация внимания персонала аэропорта заметно увеличилась.

А вот пример из белорусской реальности: владелец одной из парикмахерских ввел в обращение среди персонала собственную "валюту" - маэстрики. Если сотрудник подменил коллегу, задержался ради клиента на работе — получил маэстрик. За несколько маэстриков можно "купить" себе бонус, например, отгул. Очень часто применение таких игровых методик радует коллектив не меньше, чем материальные стимулы.

По мнению специалистов, применение игровых методик сегодня является не данью моде, а объективной необходимостью, связанной с тем, что в современной экономике бизнесу становится все сложнее конкурировать. Ведь качество товаров и услуг уже не является главным преимуществом, особенно на рынках Европы и Америки. Но важно не только это. Успех современного бизнеса зависит от того, как работают люди, от их мотивированности и заинтересованности в результатах своей деятельности. Грамотное применение игровых методов помогает успешно достигать более высоких результатов. 

"Во многом популярность геймификации можно объяснить страстью людей к различным играм. Эта страсть имеет под собой важную основу. Если мы проследим за детьми, мы можем убедиться, как много игра значит для их развития, ведь играя, они учатся жизни. Что касается взрослых людей, то их игра делает счастливыми", - считает директор школы маркетинга Бизнес-школы ИПМ Оксана Князева.