Публикации преподавателей

Д-р Карл-Эрик Швейби (Karl-Eric Sveiby)| 28.03.2013

Будущее менеджмента – компании, основанные на знаниях

Эта статья о реальности, в которой сегодня работают компании, основанные на знаниях, или другими словами интеллектуальные компании. Что характеризует интеллектуальные компании и почему в этом сегменте происходит быстрый рост? Какие вызовы стоят перед таким типом компаний, и как обстоят дела в других отраслях?

Глобализация, новые технологии, новые бизнес-модели, возрастающий спрос на инновации, быстрый вывод продукта на рынок, короткий жизненный цикл продукта, более высокая сложность и другие факторы являются движущей силой изменений во всех компаниях и организациях. Эти изменения могут проявляться в виде реструктуризации, реорганизации, аутсорсинге или, например, переносе производства. Одним из эффектов этих процессов является возникновение нового сегмента – компаний, основанных на знаниях (интеллектуальных компаний). На протяжении десятилетий этот сегмент являлся наиболее быстро растущим в западных индустриальных экономиках, и его доля в ВВП и занятости выросла с менее чем 10% в 1980-х до сегодняшних более чем 40% в задающих тренды странах, например, в Соединенном королевстве. Более половины роста сегмента происходит за счет других отраслей, и признаков ослабления этого тренда нет.

Интеллектуальные компании (ИК) во много задают сегодня тренд. Они основаны на знаниях и людях, имеют проектный характер деятельности и конкурируют как на рынке клиентов, так и рынке ключевых сотрудников. ИК обладают высоким уровнем экспертизы, исследований и разработок, а их продукт зачастую является нематериальным. Это свойственно компаниям из сферы IT, профессиональных услуг (консалтинговые, юридические, рекламные и пр.), финансовых услуг, исследовательских организаций, высокотехнологичного консалтинга и т.д. Давайте посмотрим подробнее.