Публикации преподавателей

Ольга Андреева|TUT.BY| 27.03.2014

Будущее белорусской экономики - за "скрытыми чемпионами"?

Сложные условия развития белорусского бизнеса привели к появлению в нашей стране частных компаний, которые можно отнести к так называемым "скрытым чемпионам". В свое время недостаток поддержки со стороны государства и отсутствие значительных финансовых ресурсов вынудило эти компании ориентироваться на узкие сегменты мирового рынка. Со временем им удалось занять там лидирующие позиции – в основном благодаря использованию инноваций и обеспечению высокого качества продукции. Может ли их опыт использоваться более широко и стать полезным для белорусских госпредприятий и вновь создаваемых частных бизнесов? На эту тему мы поговорили с руководителем направления бизнес-симуляций Бизнес-школы ИПМ Алексеем Искорцевым.

- Каковы характерные черты лидирующих белорусских частных компаний?

- Есть очень существенное отличие белорусского бизнеса от российского и украинского. В свое время в России и Украине в бизнес пришли те, кому удалось поучаствовать в приватизационных процессах и получить доступ к государственным активам, финансовым и природным ресурсам. Если бизнесмен оказывался успешным в управлении ими – бизнес очень легко шел в гору. Белорусам же приходилось зарабатывать свой капитал с нуля. Не всем компаниям удалось выжить, но самые лучшие из них добились больших успехов. В результате мы имеем довольно значительное количество компаний, практически не зависящих от государства, ориентированных на качество продукции и качество менеджмента. Как правило, это нишевые предприятия, которые работают на экспорт, являются лидерами в своих сегментах, но при этом широкой общественности неизвестны. Именно поэтому их и называют "скрытыми чемпионами".

Надо сказать, что подобная специфика бизнеса существует в Германии. Да, там есть концерны с мировыми именами – скажем, "Сименс", "Фольксваген" и другие, имеющие ежегодный оборот в десятки и сотни миллиардов евро. Но существует и значительный пласт немецких компаний, которые относятся к "скрытым чемпионам". Некоторые из них продают на 50-100 млн евро в год, некоторые на 5 миллиардов. По мировым меркам это не крупные, а, скорее, средние компании. И они уверенно себя чувствуют в своих нишах. Вот, например, компания, SEW-Eurodrive, которая производит электродвигатели. Она так построила свою систему производства и управления, что когда приходит заказ на какой-то определенный тип двигателя, его не берут со склада, а собирают с нуля, и в 95% случаев это происходит за несколько часов.

К этому же стремятся и белорусские "скрытые чемпионы". Масштабы деятельности у них пока, конечно же, меньше. Но наши компании растут, выходят на мировые рынки. Яркий пример, который уже у всех на слуху, - это "Алютех", компания, специализирующаяся на производстве алюминиевых профилей.

- Каково значение белорусских "скрытых чемпионов" в рамках всей экономики Беларуси? Чем их опыт может быть полезен для крупных государственных предприятий?

- На самом деле путь этих компаний – это путь для всех производственных предприятий Беларуси. У нас нет огромных ресурсов, за счет которых мы можем совершить быстрый рывок. Нам нужны простые и понятные условия ведения бизнеса, нужны государственные инвестиции в развитие образования, технологий и инфраструктуры. К сожалению, наши крупные предприятия очень долго развивались за счет субсидий государства, у них нет умений и навыков, которые есть у частных компаний. Приведу такой пример: на одно частное предприятие искали маркетолога. На собеседование пришел человек, работающий на крупном госпредприятии. В принципе человек толковый, произвел хорошее впечатление, но знаете, что он ответил на вопрос "как вы составляете план продаж?". "Очень просто! Нам из министерства промышленности присылают, что нужно сделать плюс 16%". То есть большинство предприятий не привыкли реагировать на изменение ситуации на рынках или конъюнктуры. Поэтому крупные госпредприятия могут реагировать на это только падением производства или работой на склад.

Успешные частные производственные компании ориентированы на амбициозные цели, инновации, сфокусированы на отдельном продукте или технологии, постоянно развивают свои уникальные преимущества. Сначала они становятся лидерами локального рынка, потом выходят в Россию, Украину, Казахстан, затем – на европейский и мировой рынки. Одна из наиболее важных отличительных особенностей частного производственного бизнеса – в том, что он вкладывает средства не только в переоборудование производственных мощностей, но и в людей, в повышение квалификации своих менеджеров и инженеров. К сожалению, у нас не всегда понимают, что технологии можно купить, а вот воспитать кадры быстро не получится. Умение работать с людьми – это тот ценный опыт, которому следует поучиться как у немецких, так и у белорусских "скрытых чемпионов".