Мы в прессе

Сергей Киеня| 03.02.2014

Таможенный союз – вызов для белорусских маркетологов

Невиданные перспективы и рынки открыл для Беларуси Таможенный Союз. По большому счету, Россия и Казахстан могут легко «проглотить» всю продукцию, которую наша страна готова поставить туда. Однако, как это ни парадоксально, но склады белорусских гигантов стоят полными. Да и у негигантов «российские» обороты далеки от желаемых – за редким исключением. Ведь мало произвести – нужно «продвинуть» свою продукцию, занять нишу на рынке… В общем, заняться маркетингом.

А вот с этим все сложнее. Для того чтобы «застолбить» свое место, скажем, на российском рынке, надо потеснить российских и иностранных производителей и продавцов, которые, естественно, от этого не в большом восторге. Следовательно, уровень и квалификация отечественных маркетологов должна быть, как минимум не ниже, нежели у тех же россиян. Но, пока, по мнению руководителя Школы маркетинга Бизнес-школы ИПМ Оксаны Князевой, средний уровень белорусских специалистов не дотягивает до среднероссийского.

«В мировой практике маркетинг – это, в первую очередь, хорошее понимание своего продукта, а главное – того, зачем он нужен потребителю. В нашей же стране маркетинг все еще воспринимается очень узко – то ли как продажи, то ли как реклама. Многие руководители его просто всерьез не воспринимают и даже ставят вопрос: нужен ли он вообще? С маркетингом ассоциируются только затраты, а маркетологи – с осваиванием бюджета. При таком отношении – о каком качестве может идти речь?», – прокомментировала ситуацию обозревателю www.interfax.by Оксана Князева.

Безусловно, не имея в штате квалифицированных маркетологов, слона (комбайн, трактор, колбасу или любой другой продукт – ИФ) не продашь. Тем более, за границу. «Для выхода на рынки Таможенного Союза белорусским компаниям необходимо иметь не просто грамотных специалистов, а профессионалов, которые могут говорить со своими, зарубежными коллегами на одном языке. Мы в Школе маркетинга Бизнес-школы ИПМ при обучении маркетологов опираемся на рекомендации британского Королевского института маркетинга, который отслеживает все современные тенденции и сам задает тренды. Таким образом, наши слушатели вполне могут на равных работать с российскими коллегами», – рассказывает О.Князева.

И уж конечно, отмечает собеседница, не должен стоять вопрос «Нужен ли нам маркетинг?». «Не так давно директор крупной и успешной на иностранных рынках компании, заявил, что маркетинг – это и есть бизнес. Если вы, управляя маленькой компанией из 5-10 человек, будете рассуждать, что маркетинг вам пока не нужен, то вы и через пять лет останетесь такой же маленькой местечковой компанией. Если вы не понимаете свой продукт, не знаете, зачем его выпускаете и не подозреваете, чего от вас на самом деле хотят потребители – ваш продукт будет никому не нужен», – комментирует О.Князева.

Продавать то же, но дороже

Впрочем, вопрос маркетинга касается не только выхода на иностранные рынки и закрепления на них. Не секрет, что даже успешно продающаяся за рубежом продукция пользуется спросом не только за счет качества, но и за счет довольно низкой цены. С помощью маркетинга, отмечает О.Князева, белорусская продукция могла бы иметь более высокую добавленную стоимость, а продажи могли бы стать выгоднее.

«У нас есть много хороших продуктов. Но мы не умеем себя продать и подать. Маркетинг позволяет не только продать свой продукт, но и преподнести его на рынке. Например, не просто сбывать «белорусский трикотаж», а продавать его правильно, красиво и… дороже», – считает собеседница.

Для этого в Беларуси есть все возможности, уверена она. «Есть инструменты, применив которые, мы сделаем нашу продукцию более привлекательной в глазах потребителей. Но применению этих инструментов надо учиться. Мы ведь учимся, как правильно считать деньги? Почему бы нам не поучиться тому, как правильно преподнести свой продукт до тех, для кого это будет действительно суперценное предложение. Этому можно и нужно учиться у лучших компаний», – утверждает О.Князева.

В ходе учебы в Школе маркетинга слушатели знакомятся с современными трендами в маркетинге. Для того чтобы быстро определить, насколько новые знания применимы к работе в конкретной компании, используется формат воркшопа: слушатели в мини-группах отрабатывают на практике только что пройденную тему.

Госсектор: тактика мелких шагов

Наиболее сложная ситуация с маркетингом – в госсекторе. Но, по словам О.Князевой, «по шажочку» к маркетингу двигаются и государственники.

«Государственные компании – это своя кухня. Со своей иерархией, корпоративной культурой и своими правилами игры. И эти правила игры очень сложно изменить. Хорошо, если кто-то думает о рекламе. Но маркетинга в широком смысле слова там пока нет. Хотя по чуть-чуть они продвигаются. И обязательно придут к маркетингу», – отмечает она.

В Школе маркетинга начали появляться слушатели из госпредприятий. Пока они в явном меньшинстве, однако, признается Оксана Князева, раньше их не было вовсе. И, уверена собеседница, свежие идеи, которые получают слушатели, «не уйдут в песок».

Свой рынок: двери нараспашку?

Таможенный Союз не только предоставляет белорусским предприятиям огромные возможности. Есть и определенные угрозы. Так, слабость маркетинга большинства отечественных компаний чревата потерей ими уже завоеванных позиций на белорусском рынке. Агрессивный вход на него новых игроков, прежде всего из России, вполне может потеснить белорусских производителей. Примеры были – и отечественных пивоваров отодвигали с ведущих позиций на рынке, да и кондитерам украинский «Рошен» крови попил.

«Другое дело, что крупных иностранных игроков белорусский рынок мало интересует. Но если вдруг кто-то решит зайти на него всерьез – это будет серьезная угроза для наших компаний, работающих в том же сегменте. Ведь наш бизнес слишком долго жил в тепличных условиях, вследствие чего маркетинг развивался достаточно вяло. Наш уровень не сравнить с высококонкурентными рынками, например, европейским. Там высшее качество маркетинга – залог выживания. У нас – пока нет», – признается О.Князева.

По ее словам, угроза того, что их могут не только не пустить на зарубежные рынки, но и выдавить со своего, всегда должна четко осознаваться топ-менеджерами отечественных компаний. И именно поэтому бизнес сегодня не имеет права отмахиваться от маркетинга.

«В ситуациях, когда агрессивный вход на белорусский рынок создавал угрозу для отечественного бизнеса, «пожар» у нас тушили в авральном порядке. Это неправильно. Надо уже сегодня не только выпускать качественную продукцию, но и думать о маркетинге, о своем товаре и его продвижении. Не надо ждать, пока беда нагрянет», – уверена О.Князева.

Она отмечает, что времени у белорусского бизнеса уже нет. «Раскачка закончилась. Пора делать прорыв, в том числе и в маркетинге. Наша Школа, со своей стороны, готова помочь нашему бизнесу приблизиться к европейским стандартам в маркетинге. Мы готовы предоставить инструменты, которые помогут белорусским компаниям.

С этой целью мы проводим в мае конференцию «Взрывная волна маркетинга». Рассчитываем, что она станет серьезным толчком для нашего бизнеса, – рассказывает собеседница.

Смогут ли белорусские компании освоить рынки Таможенного Союза или же будут рисковать потерять свой? Это зависит только от них. И, бизнес, тебе решать – оставаться местечковым или открывать для себя новые горизонты.