Мы в прессе

Интервью Павла Данейко о международном опыте создания профессиональных ассоциаций

Бизнес-школа ИПМ накопила достаточный опыт, являясь членом Российской ассоциации бизнес-образования, Балтийской ассоциации развития менеджмента, Международной ассоциации развития менеджмента CEEMAN. О том, как международный опыт можно использовать на благо развития менеджмента в Беларуси, мы поговорили с директором Бизнес-школы ИПМ Павлом Данейко.

Павел, какие задачи решают ассоциации развития менеджмента в европейских странах?

Подобные ассоциации обычно создаются для решения двух основных задач. Во-первых, это представление интересов членов ассоциации в обществе, диалог с обществом, и с государством в том числе. Во-вторых, это содействие профессиональному развитию членов ассоциации. Это внутренние цели. Но нельзя забывать и про высокую миссию, которая состоит в том, чтобы повышать уровень менеджмента в стране. Беларусь приходит к этому, как и другие европейские страны, просто несколько позже. Чем занимаются подобные структуры? Например, российская ассоциация добилась вывода бизнес-образования из-под регулирования Министерства образования. На сегодняшний день это саморегулируемая организация, которая оценивает качество программ МВА, выдает аккредитацию бизнес-школам. Что, собственно говоря, соответствует международным стандартам. Кроме того, в рамках деятельности ассоциаций проводятся конференции, разрабатываются различные учебные программы для преподавателей, для администраторов.

И весь этот опыт может быть применим для Беларуси?

Безусловно. Я надеюсь, что шаг за шагом мы сможем аккумулировать достаточные средства и получим определенный управленческий опыт. Важно еще и другое. Дело в том, что мы живем в обществе с очень низким уровнем доверия, с низкой способностью к коллективному действию для решения совместных задач. И теория, и практика показывают нам, что социализм порождает предельный индивидуализм. Например, уровень доверия между немцами из ГДР в разы ниже, чем у немцев из ФРГ. И на достижение этой разницы понадобилось всего-то 40 лет. Поэтому я рассматриваю деятельность подобного рода ассоциаций как определенный тренинг ухода в будущее, ухода из социалистического прошлого с его социальной апатией и пассивностью. И постоянным ожиданием, что кто-то решит твои проблемы.

В чем Вы видите точки роста белорусского бизнеса?

Белорусский бизнес способен создавать эффективные конкурентные модели, которые успешно конкурируют на международных рынках. Я в данном случае говорю о частном секторе – государственный решает другие задачи. В чем белорусский менеджмент слаб, так это в том, что у нас не развито. Это управление финансами, функционирование финансовых рынков. Думаю, что бизнес будет развиваться путем накапливания компетенций – постепенно, по мере развития самого бизнеса и появления новых вызовов. Появится более точное понимание бизнес-моделей, конечных целей. Да, нашему менеджменту пока не хватает системного взгляда, но на данном этапе это нормально. Не будем же мы упрекать молодых людей за то, что они полны надежд и устремлений?! Так и в бизнесе: в каждом возрасте свои особенности.

Что в этих условиях происходит со спросом на бизнес-образование?

Я думаю, в ближайшее время спрос на бизнес-образование будет расти по одной простой причине: мы оказались в демографической «яме». На рынке труда дефицит, поэтому становится все более выгодным выращивать своих специалистов, чем искать их на рынке. Это при избытке кадров функция обучения ложится на плечи тех, кто ищет работу. В нынешних условиях работодателям приходится усиливать социальный пакет, самим обучать и удерживать.

Какие основные задачи планирует решать белорусская Ассоциация развития менеджмента?

Одна из задач Ассоциации – вести диалог с государством о регулировании бизнес-образования, начиная с вопросов, связанных с отчислениями в ФСЗН, и заканчивая более глобальными. Все потому, что на нынешнем этапе возникла новая потребность. Министерство образования нормально управляло ситуацией 15-20 лет назад, когда бизнес-образование было в основном представлено государственными компаниями. Тратились государственные деньги, существовал жесткий контроль. Министерство образования оценивало результаты деятельности, создавало стандарты. Но в рыночной среде качество бизнес-образования оценивает рынок. Если нам приносят деньги, значит, мы учим хорошо. И в этом смысле те задачи, которые стояли перед Министерством образования, теряют свою актуальность. В Беларуси вырос новый сектор – частный, который на сегодняшний день формирует значимую часть ВВП и экспорта. И бизнес-образование выросло вместе с этим сектором и для него, но по-прежнему регулируется, как государственный сектор. Сейчас необходимо регулирование для этого сектора поменять.

Вторая задача – безусловно, создать систему подготовки кадров для этой отрасли. Это два основных вида программ – для преподавателей и для административного персонала. Что сейчас актуально для преподавателей, так это методическая подготовка. Преподаватели обычно приходят в бизнес-школы из двух источников – из науки (защитив кандидатскую PhDпрограмму) и из бизнеса. Второй тип очень распространен на Западе: это люди старше 40 лет, достигшие высоких менеджерских позиций в своих компаниях. И если первая «обойма» преподавателей белорусских бизнес-школ – это советские кандидаты наук, то сейчас в основном приходят люди из бизнеса, с хорошим образованием и интересным опытом. Необходимо научить их передавать этот огромный опыт. Вот такие задачи стоят перед нами сегодня.