Мы в прессе

28.11.2008

Чан Ким готов погрузить Беларусь в «Голубой океан»

Что могут предложить ведущие стратеги экономики нашей стране? И подойдут ли их советы Беларуси?

Автор знаменитой стратегии «Голубого океана», советник Евросоюза и правительства Малайзии Чан Ким, пропагандирующий уход од конкурентной борьбы и создание новых рынков, считает, что его концепция вполне подойдет для Беларуси, однако пока давать советы опасается.

«Мне надо подготовиться, после чего я могу помочь», - утверждает Чан Ким. Тем не менее, бизнес-гуру уже очертил границы кратчайшего, по его мнению, пути к процветанию Беларуси.

«Я думаю, что начиная с розницы, ресторанного бизнеса и заканчивая машиностроением в Беларуси можно и нужно строить успешные компании: я просто удивлен теми возможностями, которые здесь есть, и тем, как долго дремала экономика вашей страны и других стран СНГ», - отметил Чан Ким, приезжавший в Беларусь для выступления на конференции «Топ-менеджмент: сила инноваций». По его мнению, для того, чтобы начать использовать эти возможности, необходимо их систематизировать. Ну а реализовывать - используя западный опыт. «Не нужно снова «изобретать колесо», придумывать что-то исключительно свое - все уже придумано до вас, есть успешные примеры в различных странах мира. Идеи необходимо лишь немного видоизменить и адаптировать под белорусского потребителя», заявляет специалист.

Бизнес-гуру считает, что наиболее оптимальным вариантом для белорусского рынка стало бы сотрудничество международных экспертов, «которые знают все об успешных примерах развития бизнеса» и местных специалистов, которые хорошо знают местный рынок и тенденции на нем». В результате, полагает он, выйдет замечательная комбинация, которая позволит сократить риски и реализовать все возможности «голубого океана» в Беларуси. «Компании смогут существенно сократить затраты, удвоить или утроить прибыли. Выиграет и государство, и обычные люди, потому что будет доступ к более дешевым товарам, которые также будут иметь большую ценность для потребителей», - заверил Чан Ким.

Резонный вопрос - почему мы еще не процветаем? По мнению бизнес-гуру, существует несколько причин, мешающих развитию. С одной стороны, это «сегрегация частного сектора». «Почему частный сектор не развивается, а общественный сектор двигается медленно? Понятно, что общественный сектор - это то, что регулируется государством - в вашей стране играет основную роль. Но для того, чтобы ускорить процесс развития, нужна интенсификация отношений между общественным и частным секторами. Если они и дальше будут сосуществовать раздельно, то трудно будет быстро использовать существующие на рынке возможности», - говорит Чан Ким. Но вот кто станет первым? Частный или общественный сектор будет инициатором налаживания взаимоотношений?

Не менее важная, по мнению эксперта, проблема - белорусская медлительность в принятии решений. «У вас очень медленно «разворачиваются» люди. Может быть, исторически так сложилось, может, есть какие-то внутрикультурные аспекты. Но что-то с этим надо делать», - уверен он.

Чан Ким готов, «если попросят», давать советы белорусскому правительству. «Но только мне надо подготовиться: точнее понять цели руководства вашей страны, узнать об исторических аспектах взаимоотношений частного и общественного секторов в вашей стране, и, кроме того, концептуально понять взаимодействие этих секторов, чтобы более эффективно объединить их усилия. Без всего этого, боюсь, мои советы были бы несколько преждевременными и неподготовленными», - отметил он. «Если меня попросят, то я начну с изучения этих трех аспектов и попробую помочь. Думаю, ваше правительство уже задумывается о необходимости таких советов», - считает Чан Ким.

Для справки:

Чан Ким вошел в глобальный рейтинг Thinkers 50 (пятьдесят всемирных мыслителей), а газета The Sunday Times назвала его "наиболее ярким мыслителем в менеджменте". В первую очередь бизнес-гуру знаменит благодаря своей "стратегии голубого океана", изложенной в книге "Стратегия голубого океана: Как создать свободную рыночную нишу и перестать бояться конкурентов", которая была переведена на 30 языков и разошлась миллионным тиражом. Чан Ким советует избегать "алых океанов" - рынков с высоким уровнем конкуренции - и создавать свои "голубые океаны", рынки, в которых конкуренция отсутствует. Создание такого рынка подразумевает выпуск уникального продукта, который не забирает клиентов конкурента, а привлекает "неклиентов". Чан Ким в своей книге предложил бизнесу методику, облегчающую поиск новых возможностей и снижающую поисковые риски.

Опубликовано: interfax.by