Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Школа бизнеса. Для чего белорусской экономике нужны образованные бизнесмены

Чтобы сделать знания о бизнесе более доступными для широкой аудитории, портал tut.by совместно с Бизнес-школой ИПМ начинают новую рубрику "Школа бизнеса". Мы планируем рассказывать о самых разных аспектах деятельности компаний. Первый выпуск рубрики мы решили посвятить ответу на вопрос - какую роль в улучшении экономической ситуации в Беларуси может сыграть бизнес-образование.

Развитие частной инициативы считается наилучшим способом достижения экономического благополучия. Известно, что в самых богатых странах частный бизнес играет доминирующую роль в экономике. Почему так происходит? "Частная инициатива является основой для развития конкуренции. А конкуренция заставляет предпринимателей постоянно внедрять инновации, чтобы снижать цены на свою продукцию и улучшать ее качество и ассортимент. Выигрывает от этого в первую очередь потребитель", - рассказала tut.by эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC (Киев) Катерина Борнукова. В отличие от госпредприятий частный бизнес оптимально использует финансовые, материальные и другие ресурсы. Причина очевидна - бизнесмены вкладывают в бизнес собственные средства, в то время как руководители госпредприятий распоряжаются не принадлежащими им ресурсами. Частная инициатива также эффективна с точки зрения создания новых рабочих мест, что особенно важно в нынешней Беларуси, которая столкнулась с проблемами на рынке труда.

К сожалению, предпринимательство в Беларуси пока не стало массовым явлением. По оценкам специалистов, доля занятых в индивидуальном и малом бизнесе в Беларуси, включая наемных работников, составляет всего 18%. Считается, что главное препятствие для развития бизнеса – это отсутствие благоприятного климата. Однако в этой сфере пусть постепенно, но происходят улучшения – в последние годы Беларуси удается занимать все лучшие места в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing business, который оценивает условия ведения бизнеса. Если посмотреть на проблему с другой стороны, можно предположить, что белорусы боятся рисковать даже небольшой зарплатой ради того, чтобы браться за незнакомое дело. Так что предпринимательский потенциал белорусов пока не раскрыт. "Мне сложно поверить, что люди в Беларуси сильно отличаются от жителей других стран, где частная инициатива проявлена во много раз больше", - отметила эксперт BEROC Мария Акулова.

Можно ли пробудить предпринимательскую инициативу? Специалисты утверждают, что это вполне возможно. Значимую роль в этом может сыграть бизнес-образование, которое нацелено на выработку навыков, необходимых для практической работы бизнесменов и менеджеров. "Важным конкурентным преимуществом любой компании являются люди - начиная от владельца и топ-менеджмента и заканчивая персоналом. Чем лучше их деловые навыки, чем выше профессионализм, чем лучше они разбираются в современных трендах, тем выше шансы на успех бизнеса", - считает заместитель директора Бизнес-школы ИПМ Марина Дегтярева.

Бизнес-образование кардинальным образом отличается от того, что мы привыкли подразумевать под учебным процессом. Традиционно в высших и средних специальных учебных заведениях акцент делается на передачу знаний, в то время как бизнес-образование скорее ориентировано на развитие личности. "Современному деловому человеку необходимы такие навыки, как самостоятельность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитию этих навыков и должно способствовать бизнес-образование", - пояснила Дегтярева.

Поэтому в бизнес-школах слушателю предлагается пройти немало учебных и игровых ситуаций, которые близки к тем, с которыми ему приходится сталкиваться по работе. Методики обучения построены таким образом, чтобы все участники могли рассмотреть эти ситуации с разных, и иногда - с неожиданных сторон. Кроме того, они позволяют по-новому взглянуть на себя как на руководителя, что может оказаться полезным для цивилизованного ведения бизнеса. Выбор оптимального решения часто остается не за преподавателем, а за слушателем – ведь в реальной ситуации ответственность за решения придется нести именно ему. Считается, что слушатели бизнес-школ учатся не только у преподавателя, но и друг у друга. "Бизнес-образование - это навык видеть не только свой узкий профиль, но и деловую и рыночную среду в целом. У кого-то этот талант есть с рождения, но большинству его нужно приобретать", - подчеркнула эксперт BEROC Мария Акулова.