Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04

Школа бизнеса. Ольга Иваненко: «Бизнесмен – это человек, который может два раза упасть и три раза подняться»

В белорусском бизнесе становится все больше женщин-руководителей – собственников, топ-менеджеров, менеджеров среднего звена. Несмотря на это, бизнес по-прежнему воспринимается как мужская территория, где принимать решения и действовать можно только по-мужски – активно, решительно, агрессивно. Между тем, женские стратегии – такие как умение интегрировать, договариваться, проявлять гибкость – также могут оказаться эффективными для управления компанией.

О том, как чувствует себя женщина в бизнесе, мы поговорили с учредителем бухгалтерской компании «БизнесСтарт», выпускницей Бизнес-школы ИПМ Ольгой Иваненко.
 
- С чем приходится сталкиваться женщине, которая решила открыть свой бизнес?

- Самое главное – уметь сохранять баланс между домом и работой и всегда помнить о том, где нужно играть какую роль. Женщина может вести свой бизнес и быть вполне успешной, но иногда для этого, хочет она или нет, нужно уметь вести себя как мужчина. Принимать четкие ясные решения, а главное – уметь реализовать их без лишних сожалений. Между тем, довольно часто женщины относятся к бизнесу как к своей семье – а в этом случае непросто принимать непопулярные решения. Сложно уволить человека, которого привыкла воспринимать как члена своей семьи.  Женщина устроена так, что пытается обогреть людей, а иногда делает это даже в ущерб себе. Мне кажется, мужчинам в этом смысле проще. Они более рационально принимают решения, в том числе и непопулярные. И проще выполняют задуманное. 
 
- Какие есть преимущества ведения бизнеса с использованием женских стратегий поведения, выстраивания взаимоотношений?
 
- Самое лучшее, когда умеешь сочетать, балансировать разные стратегии. Я за семь лет руководства компанией научилась сочетать политику кнута с политикой пряника. С одной стороны – работаем по-мужски: высокий уровень ответственности, дисциплина, четкие ориентиры, четкое выполнение работы. Но с другой стороны, у нас 99% коллектива – женщины. Им хочется поболтать, пообщаться о жизни. Я могу с ними и женские вопросы обсудить, и о семье поговорить, и съездить за город на шашлыки. Девочки знают, что могут обратиться ко мне, если нужно решить вопрос, не связанный с работой.  И всю эту поддержку нужно осуществлять так, чтобы не допускать панибратства.
 
- Как происходит общение с коллегами-бизнесменами? Возникает ли ощущение того, что мужчины-главы компаний снисходительно относятся к женщинам-коллегам?
 
- Нет, как правило получается иначе. Мужчины воспринимают женщину в бизнесе на равных до такой степени, что иногда начинают общаться, переходя на жесткий мужской язык – психологически давят, жестко гнут свою линию. В таких случаях приходится напоминать, что перед ними женщина. А вот это действует как ушат холодной воды.
 
Но что особенно для нас важно – это помнить о том, что ты женщина, когда возвращаешься домой. Не пытаться по инерции продолжать руководить уже в семье. Очень опасно, когда женщина-бизнесмен давит близких своим авторитетом. Надо обязательно давать возможность проявиться своему мужчине, а для ребенка быть просто любящей мамой.
 
- Могли бы вы сейчас оставить бизнес и заняться чем-то более спокойным?
 
- Я не считаю унизительным работать как наемный сотрудник. И ко мне в последние годы не раз обращались с такими предложениями. Но я предупреждала, что только 40% своего времени и внимания смогу уделять наемной работе. Потому что мой главный интерес – мой собственный бизнес. Это важная часть моей жизни. Она создает свой драйв и свой ритм. Наверное, это как в казино – похоже, образовалась определенная зависимость. 
 
Существует такое понятие, как дух предпринимательства. Мне кажется, это что-то такое, что дается от рождения, он или есть или нет. Бизнес – это в первую очередь способность рисковать. А риск далеко не все любят. Я знаю немало людей, которые работают бухгалтерами и не принимают приглашения на должность главного бухгалтера, потому что не хотят увеличивать зону риска и зону ответственности. Но если уж есть желание заниматься бизнесом – отказаться от этого очень трудно. 
 
Известно немало примеров бизнесменов, которые разорялись, а потом снова достигали успеха. Это люди, которые могут два раза упасть и три раза подняться. Это в крови – созидать, действовать, принимать решения. И получать бешеное удовольствие, когда клиенты благодаря твоей помощи достигают успеха. Знать, что была причастна к этому успеху, понимаеть, что не напрасно были эти бессонные ночи. Это очень важно – вклад, который ты делаешь.