Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Бесшовные покупки, дополненная реальность и другие тренды m-commerce


IPM Review №30

Тема номера: E-commerce

 

С тех пор, как философия розничной торговли сменилась с «привлекли покупателя – получили прибыль» на «продлеваем срок жизни клиента – увеличиваем прибыль», крупные ритейлеры стали все больше усилий прилагать к улучшению пользовательского опыта. 

С увеличением доли мобильной торговли в общей структуре e-commerce, роль новых технологий становится все более ощутимой. Какие техно-тренды m-commerce мы наблюдали в текущем 2018 году и, скорее всего, продолжим наблюдать в наступающем? 
 
Несколько фактов про m-commerce, которые убеждают в том, что к мобильной торговле нужно отнестись с большим вниманием, чем раньше:
 
  • В мире сейчас больше 4,7 миллиардов абонентов мобильной связи, что примерно равняется количеству населения Земли старше 14 лет.
  • Во многих развитых странах m-commerce уже занимает более половины объёма электронной торговли. В Швеции эта цифра составляет 60%, в Китае 70%, в Великобритании и Японии 55%. 
  • Больше 50% обладателей смартфонов начинают ими пользоваться сразу после пробуждения.
  • 80% времени в соцсетях пользователи проводят в мобильных устройствах.
  • 80% пользователей хотя бы раз совершали покупку через мобильный телефон.
Огромная аудитория m-commerce и ее покупательский потенциал заставляет онлайн-ритейлеров жестко конкурировать за привлечение и удержание покупателей. Продвижения и рекламы уже недостаточно, тем более что эффективность каналов меняется с пугающей быстротой. На помощь приходят технологии.  Большая часть инноваций направлена на создание уникального покупательского опыта, который будет способствовать тому, чтобы покупатели возвращались снова и снова.
 

Дополненная реальность

Дополненная реальность словно вышла из ретро-футуризма и до сих пор выглядит довольно поразительно. Хотя кейсы ее использования для улучшения пользовательского опыта пока еще не слишком распространены.
 
Дополненная реальность
 
Например, магазин товаров для дома Lowe’s разработал мобильное приложение, с помощью которого можно поместить любой предмет из каталога в свой интерьер. 
 
Дополненная реальность
 
Известные бренды American Apparel и Topshop предлагает своим покупателям «магические зеркала», где они могут быстро «примерить» большое количество одежды без ожидания своей очереди в примерочные и утомительных переодеваний.
 
В Беларуси А100-Девелопмент предлагает своим клиентам прогулку по квартирам с разными планировками, не выходя из офиса.
 

Омниканальный шоппинг

Ритейлеры стремятся к присутствию во всех возможных каналах продажи – от магазинов из стекла и бетона до приложений для всех существующих электронных устройств.  Бесшовный процесс покупки обеспечивает удобство для покупателя, которого мы не знали раньше. 
 
Можно начать оформлять заказ через мобильный телефон, закончить на ноутбуке, и оплаченные товары доставят в багажник вашей машины. Такую услугу, например, предлагает Volvo для своих клиентов. Открывается багажник машины через специальное мобильное приложение, которое действует для автомобилей, приобретенных через официальные салоны. Для этого специальный программный ключ пересылается из колл-центра Volvo в курьерскую службу. 
 

Бикон-технология

«Биконы» или маячки еще больше стирают грань между оффлайн- и онлайн-шоппингом. Это небольшие беспроводные устройства, считывающие информацию с вашего мобильного телефона и передающие сигнал-сообщение в магазин. Как это работает?
 
Например, авиакомпания KLM, понимая неэффективность голосовых объявлений по громкоговорителю в аэропортах, собирается запустить приложение, которое будет отправлять сообщения пассажирам на мобильные телефоны, направляя их на регистрацию и посадку.
 
А к 2020 году Макдональдс оснастит этой технологией многие станции самообслуживания, так что, оформив предварительный заказ по дороге в кафе, вы сможете забрать его через минуту-другую после того, как войдете. Маячок просигнализирует о вашем приближении и предупредит сотрудников о времени готовности заказа.
 
В недалеком будущем эту функцию будет выполнять распознавание лиц.
 

Искусственный интеллект

Применение технологий ИИ в ритейле направлено на максимальную персонализацию шоппинга. 
 
Это и использование чатботов и мобильных мессенджеров для быстрой консультации и помощи в покупке, и составление пользовательского профиля на основе собранных данных, и индивидуальный для каждого покупателя дизайн страницы и выкладка товаров на экране, и многое другое.
 
Кроме всего прочего, ИИ поможет ритейлеру в оптимизации складских запасов и ценообразовании. На базе анализа больших чисел он подскажет о необходимости запуска распродажи на определенную категорию товаров. 
 

Теги с возможностью покупки

Теги с возможностью покупки
 
Некоторые соцсети, как, например, инстаграм, дают пользователям возможность ставить метки с ценами на товар в своих публикациях. Пока эта функция доступна только для владельцев бизнес-аккаунтов, но потенциал для развития этой возможности довольно большой.
 

Покупка в один клик

Чем проще процесс покупки, тем больше шансов, что покупатель дойдет до оплаты товара. Более того, эта опция стала основой роста крупнейшего ритейлера в мире Amazon.com, поскольку позволяла повторным покупателям не тратить время на заполнение деталей покупки снова и снова. 
 
Поскольку главным двигателем m-commerce являются импульсные покупки, максимально короткий путь от виртуальной полки к виртуальной кассе принесет прибыль тем компаниям, которые его обеспечат для своих покупателей. 
 
В целом, если мы говорим о революции в шоппинге, это безусловно революция технологическая. Фразой уходящего года можно назвать «улучшение пользовательского опыта». В условиях нарастающего рекламного шума потребители вернутся к тем продавцам, у которых она написана на знамени и является каждодневным бизнес-императивом.
 


Вернуться к выпуску
IPM Review 30 ⇒

Подписаться на
ежемесячный бюллетень
IPM Review