Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Как продвинутому профессионалу найти свое уникальное место на рынке: четыре шага EDGE методики Джулии Айви

На рынке труда появляется все больше специалистов, имеющих не просто высокий уровень квалификации, но и компетенции в разных областях. Проблема, которую решают такие люди, сложно назвать обычным  трудоустройством. Им важно найти свое уникальное место на рынке и уметь показать многогранность своей экспертизы на фоне других претендентов. Специальную методику для решения этой задачи разработала приглашенный преподаватель Бизнес-школы ИПМ и профессор стратегии Northeastern University (США), доктор психологии и доктор менеджмента Джулия Айви.  

Джулия Айви

Что делать инженеру, если у него также есть опыт в продажах и знания в маркетинге

 «Я много лет работаю с выпускниками магистерских программ и часто наблюдаю у них такую ситуацию: вложив деньги в образование, люди понимают, что получить возврат этой инвестиции не так-то просто. Получается горе от ума: обладая большим количеством разнообразных компетенций, специалисты не могут коротко сформулировать ответ на вопрос «кто я как профессионал?». Это и правда непросто, если человек, например, начал свою карьеру как инженер, потом успешно занимался продажами, сам изучил и применил ряд концепций маркетинга, получил диплом магистра проектного менеджмента. Вряд ли теперь про него можно сказать, что он просто инженер или маркетолог. Или что его компетенции такие же, как у людей, которые только что получили свой первый диплом в менеджменте. Возникает вопрос –  как кратко объяснить, кем он является?», - говорит Джулия Айви. Подготовка хорошего резюме не решает проблему – обычно перед такими людьми не стоит задача найти работу, чтобы аккуратно выполнять должностные инструкции. Они ищут возможность реализоваться и самостоятельно решать комплексные задачи.
 
С 2012 года Джулия Айви занялась разработкой методики, которая помогает таким специалистам сформулировать свою личную стратегию и получить возможность проявить себя в глазах потенциальных работодателей или партнеров. Все началось с того, что профессор организовала конкурс консалтинговых кейсов, результаты которого продемонстрировали, как можно решать задачу, связанную с поиском своего места на рынке труда. Конкурс проходил на факультете профессиональной переподготовки в Northeastern University, где студенты из более чем 30 стран получали магистерские степени в разных областях. Участникам предлагалось сделать и описать консалтинговый кейс в интересующей их отрасли. Работа состояла из нескольких шагов – изучение компании клиента, разработки кейса о проблеме клиента и выработки экспертного предложения решения этой проблемы. 
 
Встреча с Джулией Айви
 
«Конкурс имел успех и стал ежегодным. Многие участники рассказывали, что выбрали для проекта компанию, в которой хотели бы работать, и участие в конкурсе дало возможность продемонстрировать свою экспертность ее руководству. Другие говорили, что выбрали отрасль, в которой бы хотели работать, и благодаря созданию кейса они смогли «проникнуть под кожу» индустрии, получили рекомендации, контакты и реальный проект для своего портфолио. За несколько лет в конкурсе приняли участие более 200 человек, которые создали 86 консалтинговых кейсов в 22 странах»,  - рассказала Джулия Айви.
 
На базе материала, полученного за время проведения конкурса, была создана методика EDGE. Ее название является аббревиатурой, в которой зашифрованы названия четырех шагов по созданию своего уникального места на рынке и подтверждению своей экспертности. Методика подробно описана в книге “Shape Your Space at the Job Market: The EDGE-Method of Self-Differentiation for Highly Qualified Professionals” (Метод EDGE: создание своего места на рынке труда для высококвалифицированных профессионалов), которая готовится к изданию в США. Бизнес-школа ИПМ планирует организовать перевод и издание книги на русском языке.
 

Четыре шага к своему уникальному месту на рынке

Первое, что необходимо сделать – это создать свою личную стратегию (Elucidate Your Professional Core). Речь идет о понимании не только общего направления профессионального развития, но и о четком видении своей ниши. К примеру, у специалистов инвестиционного рынка есть большое разнообразие возможностей. Один может искать свое место в бутиковой инвесткомпании, другой - в руководстве крупной международной инвестиционной организации, третий - в инвестиционном отделе непрофильной компании. Джулия Айви подчеркивает необходимость тщательного выбора заказчика и темы своего первого кейса – все это должно определяться тем местом на рынке труда, где человек видит себя в ближайшие 10 лет. «Не стоит начинать работу, не выработав четкой формулировки, в какой нише хочешь работать и решением каких задач заниматься. Свою нишу нужно не просто обозначить, ее надо визуализировать. А формулировку, кто я и какие вопросы решаю, отшлифовать до 30-секундной презентации. Это самый сложный шаг, который прорабатывается по методикам стратегического лидерства», - говорит Джулия Айви.
 
Только после этого можно переходить ко второму шагу – созданию доверительных отношений с компанией (Developing Trust). Именно на этом этапе специалист делает предложение компании о бесплатной работе с ее кейсом. Когда методика отрабатывалась в ходе студенческого конкурса, участникам давали рекомендательные письма, однако руководителей компаний для реализации проекта нужно было находить самостоятельно. «Чтобы быть успешным, нужно быть проактивным на рынке труда. Это в том числе означает – уметь самостоятельно находить нужные контакты и предлагать им сотрудничество», - считает Джулия Айви.
 
Работа по созданию доверительных отношений заключается в написании эссе о ключевой проблеме компании, которое потом ляжет в основу консалтингового кейса. Один из главных секретов создания доверительных отношений в том, чтобы не повторять ошибку, которую делают многие грамотные специалисты: имея хорошие компетенции, они нередко спешат давать советы, не до конца проработав суть вопроса и контекст ситуации. По этой причине остаются невостребованными многие прекрасные идеи. По методике EDGE, период сбора информации по проблеме, которую хочет решить компания – отдельный и очень важный этап. Основная задача в это время – стать для этой компании своим. 
 
Джулия Айви и Вахтанг Ахвледиани
 
«Исследование обязательно должно быть целевым, сконцентрированным вокруг интереса компании. Например, трое моих студентов хотели заявить о себе на рынке инвестиций как о специалистах по международным проектам. Они сделали кейс для компании, которая решала, на какой рынок лучше выходить - Сингапура или Гонконга. Это обозначило круг задач для кандидатов: они собирали информацию о продуктах и компетенциях компании, об обоих рынках и ключевых конкурентах», - рассказала Джулия Айви. 
 
Исследование должно быть написано кратко, увлекательно читаться и в завершении обязательно ответить на вопрос «что делать?». Этот вопрос должен быть подвешен как в хорошем детективном романе, чтобы вызывать желание читателя послушать экспертное мнение по этому вопросу. Именно в этот момент клиент готов спросить, каков ответ на этот вопрос. Благодаря этому появляется почва для третьего шага, который заключается в том, чтобы показать свою ценность как эксперта (Generate Value). «Только на этом этапе начинается применение модели или концепции. Поставив вопрос, я показываю решение. Я как эксперт привношу ценность в компанию, демонстрирую свои профессиональные качества, образование, опыт, умение решать проблему непредвзято», - рассказала Джулия Айви. 
 
Четвертым – и последним - шагом методики является капитализация готового кейса (Excite with a Company Case). Консультант представляет проект клиенту и после этого может попросить разрешения опубликовать его. Многие компании рады использовать кейс для собственного продвижения или внутреннего тренинга. А в случае, если компания не готова на публикацию, можно договориться о личных рекомендациях потенциальным работодателям и включении кейса в портфолио. Какое бы решение ни приняла компания, цель достигнута: у специалиста есть реализованный проект на важном для него рынке и доверительные контакты с ключевыми игроками.
 
Как показал опыт проекта Джулии Айви в университете Northeastern, работа с  консалтинговым кейсом нередко ведет к трудоустройству. Одна из участниц проекта – Марсела, магистр в сфере международных отношений, хотела заниматься решением проблем колумбийцев за рубежом. Ключевой для себя фигурой она определила конгрессвумен в колумбийском парламенте и предложила ей создать кейс для конкурса консалтинговых эссе. А когда она полностью реализовала проект, получила предложение о работе в качестве помощника этой конгрессвумен. Другая участница – Эльза – хотела работать в HR-отделе глобальной компании и сделала кейс для нефтяного конгломерата по адаптации экспатов. Этот проект открыл ей двери ключевых компаний благодаря наличию рекомендаций и портфолио. 
 
«Когда я создавала методику EDGE, я хотела помочь реализоваться людям, которые вложились в свое образование. Изначально я считала, что моя целевая группа – миллениалы, у которых далеко не всегда легко складываются отношения с работодателями. Но потом выяснилось, что эта методика интересна и выпускникам магистерских программ, и людям старше 40 лет – довольно часто их не хотят нанимать по резюме, особенно женщин. Однажды меня пригласили на семинар по стратегии в армии, и разговор зашел о том, что полковники и подполковники, которым вскоре предстоит выход на пенсию, думают, как начинать новую жизнь на гражданке. Возможность задуматься о личной стратегии и сделать свой уникальный кейс – это хороший способ ее начать сразу с уровня, который они заслуживают», - считает Джулия Айви.