Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

«Надо остановить этот поток проектов и не быть такими жадными!» Что делает ICO успешным сегодня


IPM Review №26

Тема номера: ICO. Новые инвестиции


Фото с сайта newsweek.pl

Еще в прошлом году множество проектов с легкостью собирало сотни миллионов долларов на ICO. Сейчас ситуация поменялась — люди с гораздо большим вниманием рассматривают объекты своих инвестиций и не торопятся вкладывать в сомнительные идеи. Что изменилось и как понять сегодня, какое ICO будет успешным — своим мнением делится Петр Боровых, блокчейн-архитектор и старший партнер Blockchain Driven, ведущий бизнес в США.
 
Blockchain Driven — международная компания, один из лидеров в области блокчейна и цифровой экономики, работающая над проектами для представителей частного и государственного секторов.
 
— Рынок ICO молодой, и он ведет себя по-разному, в зависимости от цен на криптовалюты. Когда был быстрый рост и все получали большие доходы, было очень просто собирать инвестиции, потому что никто ничего не понимал. Когда рынок стал немного более зрелым и инвесторы начали терять деньги, уровень их ответственности начал понемногу расти.
 

Петер Боровых

Петр Боровых

Блокчейн-архитектор и
старший партнер Blockchain Driven
 
 
 
 
 
Но даже если проект не собрал инвестиции, ему вряд ли стоит ожидать каких-то негативных последствий.
 

Что изменилось в механизме ICO

Меняются и компании, и инвесторы. Кто были первые инвесторы проектов, стартовавших ICO? Веселые парни в очках, намайнившие немного (или много) криптовалюты и решившие не обналичивать ее, чтобы не платить налоги. В 2016—2017 году, вкладывая практически в любое ICO, можно было получить 1000% прибыли. Там были и те, кто раньше не мог заработать такие деньги на фондовом рынке или на облигациях. Они готовы были вкладываться во все, что движется на рынке ICO. Даже у самых успешных бизнесменов из реального сектора затуманивался взгляд.
 
Но рынок не может расти вечно. Его рост замедлился, притока нового капитала не происходит, и быстрые доходы тоже упали. Говорят, что весь блокчейн и вся крипта — это «ммм». Но это неверно. Есть похожий принцип пирамиды: первые биткоины было заработать легко, каждый последующий обходится все дороже, но сама криптовалюта никакая не пирамида.
 
ICO — стартапы на блокчейне, пытающиеся привлечь инвестиции в криптовалюте. К сожалению, подавляющее большинство из них — полное надувательство. Даже те, кто смогли привлечь необходимые средства, 200 и 300 миллионов долларов, оказались неспособны выполнить даже первый milestone.

___

Рынок настолько незрелый, что запах от этого всего ICO не самый приятный на данный момент. Но!
___

Те изменения, которые происходят сейчас, в последние полгода, показывают явный сдвиг в сторону более серьезного отношения к ICO как к способу привлечения капитала. Традиционно вы можете привлечь капитал выпустив акции, и тогда ваш инвестор получает долю в бизнесе, можете — через облигации, выплачивая банку процент ежемесячно. Либо третий вариант: вы можете провести ICO, если блокчейн вписывается в экосистему вашего бизнеса. И для многих компаний это имеет огромный смысл. В 2018—2019 мы увидим много бизнесов из реального сектора, выходящих на рынок ICO — мы сейчас работаем с такими компаниями, долго убеждаем совет директоров, проводим обучение и т.д.

Петер Боровых
Фото предоставлено автором

Кроме того, на рынок стали выходить крупные институциональные инвесторы, появились венчурные крипто-фонды. Многие компании вообще уже не хотят рассматривать ритейл-инвесторов, делают ограничения минимальной суммы инвестиций, потому что им нужны бизнес-партнеры, осознающие все риски, а не спекулянты, которые через 3−6 месяцев начнут выводить из проекта деньги.

___

Самая лучшая комбинация — это 50/50: половина ритейл-инвесторов, половина институциональных.
___

Есть ли надежда — пример Telegram

Я искренне хочу, чтобы у Телеграма все получилось, поскольку чем больше хороших, успешных проектов будет на рынке, тем лучше для рынка. Сейчас огромное количество скама и практически отсутствуют механизмы реальной объективной оценки ICO проектов — все это отпугивает инвесторов, создает плохую репутацию рынку и заставляет многие страны принимать жесткий вариант регулирования.
 
Как мы видели летом, собрать деньги на ICO может почти каждый. Не хватает технического исполнения. Я недавно прилетал в Беларусь для организации блокчейн-лаборатории в Могилеве. Нехватка квалифицированных специалистов в этой сфере острая. Если мы рассматриваем ICO как инструмент привлечения инвестиций, то у нас есть 4 или 5 департаментов, которые отвечают за разные области: юридический департамент, продажи, маркетинг, investor relations и девелопмент. Так вот, ни в одном из пяти практически нет грамотных специалистов.
 
Чаще всего есть только маркетинг и продажи, которые, например, помогли привлечь средства тем ICO, у которых не было даже прототипа, продавали просто идею. Про реализацию, точнее ее отсутствие, я уже говорил.
 
Telegram
Фото с сайта dp.ru
 

Как инвестору узнать, какое ICO будет успешным

У меня уолстритовский бэкграунд, я не верю ни в какие документы, если они не заверены аудиторами. В том числе в white paper. Меня постоянно спрашивают, в какое ICO нужно вкладываться. Частному ритейл-инвестору нужно сначала понять, что 90% крипто-инвесторов на этом рынке проиграли свои деньги. На популярных сайтах обычно называют такие 5 факторов, по которым нужно оценивать ICO: white paper, roadmap, команда, эскроу и условия ICO. Такие факторы, мол, показывают, будет ICO успешным или нет. Что значит успешным? То, что ты сможешь заработать на нем в ближайшие 3−6 месяцев? Видимо, это у них считается показателем успешности.
 
Я вообще не хочу рассуждать в таких категориях. Это для спекулянтов. Если мы говорим про инвесторов, которые хотят вложить деньги и получить доход в течение года, двух и так далее, на мой взгляд, есть другие пять факторов.

___

White paper вообще не является документом, поскольку не урегулирован никем. Там можно написать что угодно.
___

Если там слишком много хайпа, скорее всего у команды вообще ничего за душой нет — никакого опыта, никакой симуляции, никакого прототипа и т.д.

Итак, пять факторов, на которые стоит обращать внимание:
 
1. Технический талант: какие девелоперы работают над проектом, какой у них уровень, опыт работы и т.д. Многие ICO не могут даже смарт-контракт толково написать — и деньги теряются. 25% всех биткоинов и эфириумов утеряны, это официальная статистика. Часть из них за счет ICO.
 
2. Безопасность. Это основная тема. Каждую неделю мы слышим, что очередная биржа потеряла все деньги своих клиентов из-за слабого уровня безопасности. Это должно быть прописано очень четко: какой алгоритм хранения денег, кто администратор и т.д.
 
3. Юридические вопросы. В какой юрисдикции они оперируют, какие там тренды на запрет или разрешение криптовалют, и есть ли у них департаменты в других юрисдикциях.
 
4. Бизнес-план. Не white paper в теперешнем виде, а четкий бизнес-план. Когда-то white paper был документом, который базировался на статистических исследованиях и подтверждался академической средой. Сейчас это газетная бумага. Ничего общего с white paper не имеет. Поэтому нужно смотреть на реальный бизнес-план: как проект будет зарабатывать деньги. За счет чего будет происходить рост акций? Он не должен обеспечиваться только ростом криптовалюты.
 
5. И пятое — самое главное. Какие люди в этой команде? Они уже сделали хоть что-то в своей жизни или это их первая гениальная идея, которую они хотят за ваш счет воплотить? Можно, конечно, говорить, что основатель Snapchat начал еще в школе этим заниматься. Да, конечно. Но он и не просил сразу 200 млн долларов на создание прототипа. Если вы просите такие огромные средства, у вас должно быть что-то за душой.
 
Эван Шпигель
Основатели Snapchat Эван Шпигель и Бобби Мерфи. Фото с сайта etohum.com

Хочу сказать еще пару вещей про ICO. В 90% случаев это скам, мошенничество. И меня сейчас спрашивают: так что, ICO, весь этот блокчейн — это плохо? Давайте отвечу так. Какой самый популярный запрос в Гугл, вы знаете? Это не Леонардо да Винчи, и даже не биткоин. Самый популярный запрос много лет подряд — «порно». И гигантское количество сайтов строят на этом свою бизнес-модель. Но это не значит, что нет Amazon, Facebook, Google. То же самое с ICO. 10% проектов будут отличными, передовыми и будут активно развиваться.

___

Я не против тех проектов, которые собрали в прошлом году огромные инвестиции. Но тут надо было либо остановить их поток и не быть такими жадными, либо лучше продумать, как они будут зарабатывать деньги для инвесторов.
___

В этом году будет немного лучше с этим. В том числе за счет реальных секторов.

Чего ждать от ICO в 2018

Зависит от того, говорим мы про развитые или развивающиеся страны. В развитых, из того что мы видим, благодаря достаточно стабильной ситуации с основными фиатными валютами будут хорошо развиваться блокчейн-приложения, которые можно интегрировать в существующие бизнес-модели в таких сферах, как финансы, здравоохранение, образование, торговля и т.д.
 
В развивающихся странах криптовалюта и блокчейн будут иметь роль перехода из доинтернетной экономики сразу в блокчейн-экономику, минуя все стадии.
 
Бизнес-школа ИПМ выступает образовательным партнером крупнейшего форума HI-TECH NATION, который состоится 20-21 апреля. Среди его спикеров — Денис Алейников, один из разработчиков революционнго Декрета «О развитии цифровой экономики». Он будет говорить о возможностях для блокчейн-бизнесов в Беларуси и в том числе об ICO. На форуме также выступят всемирно известные эксперты, предприниматели, топ-менеджеры крупнейших компаний, инвесторы из Кремниевой долины, Сингапура, Кипра, Беларуси. 



Вернуться к выпуску
IPM Review 26 ⇒

Подписаться на
ежемесячный бюллетень
IPM Review