Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Ольга Томашевская, специально для IPM Review

Как рождаются новые бизнес-идеи. Кейс GetBox.by

У каждой компании есть собственная история успеха. Начинается этот успех с интересной бизнес-идеи. Вопрос о том, как зарождаются хорошие идеи, в последнее время является предметом исследований. Очевидно, что несмотря на кажущуюся спонтанность процесса творчества, для него должны быть созданы определенные условия. Немаловажную роль играет создание среды для непринужденного профессионального общения, причем особенно удачным является общение профессионалов из разных сфер, поскольку хорошие идеи часто возникают на стыке разных областей знаний.

Создание такого рода площадок является одной из задач бизнес-образования. Неслучайно на качественные программа МВА принимают людей с обязательным опытом работы на руководящей должности не менее пяти лет. Это делается для того, чтобы участники группы могли на равных обмениваться знаниями и перенимать опыт из других отраслей. Результатом может стать появление новых идей и даже новых компаний. Компания GetBox.by была создана в результате написания дипломной работы на программе Executive MBA в Бизнес-школе ИПМ. Сейчас активно выходит на белорусский рынок, а в перспективе намерена работать и в других странах СНГ.
 

ИДЕЯ

Создание комплексного сервиса для совершения интернет-покупок за рубежом.
 

В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ

- На одном сайте собраны товары из разных интернет-магазинов, включая Amazon, Ebay, Zappos. Возможность самостоятельно заказывать товары через эти системы существует, однако у каждой из них есть определенные ограничения. К примеру, Amazon не работает с белорусскими банковскими карточками, Ebay принимает платежи только через систему PayPal, а доставка Zappos ограничивается территорией США. При доставке через GetBox платеж осуществляется белорусскими картами, и в одну посылку могут быть включены товары из разных систем, например, один с Amazon и два с Ebay. Таможенный лимит стоимости одной посылки составляет 1000 евро в месяц. Доставка занимает от 10 до 20 дней, в среднем – две недели. В процессе заказчик может проследить, где на данном этапе находится его посылка.
 

КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Будущие основатели компании GetBox.by Алексей Громаковский, Сергей Вайнилович и Павел Матусевич познакомились во время обучения на программе Executive MBA в Бизнес-школе ИПМ. В дипломную группу они объединились по нескольким причинам, в том числе из-за наличия общих интересов в силу возраста – ребятам около 30 лет, и они моложе основного состава слушателей Executive MBA. Состав оказался очень удачным – дипломный проект разрабатывали специалисты по IT, e-commerce и ритейлу.
 
Так совпало, что одному из участников группы нужно было приобрести ремень, который в Беларуси за любые деньги найти было невозможно, зато он был в американском каталоге. Исходя из возникшей проблемы и возникла идея бизнеса, который призван удовлетворить спрос на товары, которые невозможно купить в Беларуси. 
 
Идея все больше проявлялась по мере написания диплома и нашла поддержку у преподавателей. Очевидно, проект им понравился в силу своей оригинальности и перспективности в плане практической реализации. Нередко случается, что для дипломных работ берутся гипотетические идеи. К примеру, на Executive MBA не раз делались дипломы по созданию белорусского фаст-фуда, однако эта идея до сих пор не была реализована. Еще до окончания МВА будущие основатели компании GetBox обратились за профессиональной консультацией к юристу, уже на этом этапе вложив в бизнес не только время, но и деньги.
 

РЕАЛИЗАЦИЯ

Сейчас компания GetBox.by активно выходит на рынок. Подготовительный процесс занял больше времени, чем ожидали создатели бизнеса. В первую очередь, речь идет о технической доработке сайта, которая включала в себя поиск решения по обеспечению удобства пользователей. Довольно длительным оказался и тестовый этап, во время которого было доставлено несколько тысяч посылок. 
 
В ходе тестовой работы выяснилось, что белорусы заинтересованы в гораздо большем ассортименте товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, чем можно было предположить. Поначалу учредители ожидали, что клиенты будут заказывать одежду и обувь. Действительно, эти товары пользуются популярностью. Однако пользователи также проявили большой интерес к часам, фитнес-браслетам, наборам редких узкоспециализированных инструментов, автомобильным запчастям. Учредители компании заявляют, что готовы к росту объемов заказов и собираются активно выходить на белорусский рынок.
 
 
Текст написан по итогам  интервью с Алексеем Громаковским, управляющим и учредителем GetBox.by; партнерами компании Сергеем Вайниловичем (управляющим и соучредителем 21vek.by) и Павлом Матусевичем (заместителем управляющего и соучредителем 21vek.by).