Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Сергей Киеня, специально для IPM Review

Прогноз футуролога. Какие риски и возможности стоит учитывать бизнесу?

Вопросы прогнозирования, исследования глобальных тенденций, которые изменят мир и существенно повлияют на ведение бизнеса, вошли в число основных на Первой международной конференции по краудэкономике в Минске. Основатель и председатель правления АНО «Институт проблем модернизации, стратегии и развития общества» Александр Анискевич озвучил ключевые тренды, которые, по его словам, «меняют старый мир и уже практически его изменили».

«На самом деле, мы живем уже в другом мире, но отчаянно не хотим признавать этого. Потому что это мир нестабильности, неопределенности. И чтобы выжить в этом мире, надо вырабатывать в себе звериное чутье. Мы должны постоянно «считывать» ситуацию, как водитель – дорожную обстановку», - подчеркнул Александр Анискевич.
 
Главный тренд: совершенное изменение прав индивидуумов и перераспределение власти от государств к сетям неформальных организаций. Более того, подчеркнул эксперт: уже сегодня наш мир можно признать «миром без государств».
 
Из-за ситуации в Средней Азии и на Ближнем Востоке мировую экономику ждет серьезное падение. К этому надо быть готовым.
 
Тем не менее, прогнозирует Александр Анискевич, в сфере потребления нас ожидают глобальные изменения, так как дефицита не будет практически ни в чем: ни в сырье, ни в продуктах, ни в энергии. Более того – нас ожидает серьезное сокращение потребления! Но, в то же время, возникнет дефицит питьевой воды. Природные катаклизмы и деятельность человека доставят массу проблем в этом направлении. И они уже начались. «Посмотрите, даже в Беларуси из-за природных аномалий мелеют реки и озера до антирекордных отметок всего за два года!», - отметил эксперт.
 
Поэтому сейчас мы живем на «пороховой бочке»: во многих регионах будет нарушено так называемое «водяное перемирие» и борьба за воду станет причиной ряда региональных конфликтов.
 
Исчезнет «мировой жандарм». Вернее, уже исчез. «Сегодня ни одна мировая держава не дотягивает до этого статуса. Соединенные Штаты Америки, исполнявшие эту роль в последнее время, в силу финансовых причин уже не могут соответствовать статусу. Остальные крупные государства не могут и не хотят занимать место США», - считает А.Анискевич.
 
Глобальные изменения произойдут и в религии. На наших глазах будет происходить реинкарнация религиозного влияния. Кроме классического религиозного образования Исламское государство, в ближайшее время мы будем наблюдать распространение других религиозных орденов. Они, имея распределенную, нефиксированную структуру, но обладая четкой идеологической базой, построенной на табуировании, будут в значительной степени определять потребительское (и не только) поведение в мире.
 
«Также мы будем наблюдать то, что в марксизме-ленинизме называлось ростом национального самосознания», - добавил эксперт.
 
По его словам, скорость изменений окружающего мира достигла огромной величины. «Сегодня самое главное, к чему мы должны стремиться - не стать динозаврами, скорость генетических изменений которых не соответствовала скорости изменения окружающей среды», - подчеркнул А.Анискевич.
 
«Пока мы не успеваем за технологическими изменениями. И в этом – наш основной потенциал: создать технологии, которые позволят использовать накопленную нами информацию для получения реальной выгоды. Должны заработать новые алгоритмы», - уверен он.
 
Эксперт подчеркнул, что «практически весь индустриальный мир с заводами, пароходами уже рушится, а вместо него возвращается ремесленное производство». Правда, основано оно будет не на ручном труде, а на работе 3D-устройств.
 
Изменится и конфигурация рынка труда. Так, например, беспилотные транспортные средства позволят высвободить значительный трудовой ресурс.
 
И, наконец, главный вопрос – эволюция социальных сетей и интернета в целом. «Будущее – не за интернетом вещей, а за интернетом людей. Все сетевые возможности, облачные технологии – это лишь техническая база для работы человека», - утверждает эксперт. «Главный «товар» мировой торговли сегодня – это уникальный цифровой контент. А произвести его могут только люди. Никакой искусственный интеллект с этим не справиться», - уверен Александр Анискевич.