Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Сергей Киеня, специально для IPM Review

Карл Эспости: У Беларуси есть все шансы обеспечить свою конкурентоспособность

Создатель и владелец инновационной компании Massolution и самого популярного краудсорсингового сайта в мире crowdsorcing.org Карл Эспости считает, что у Беларуси есть хорошие перспективы добиться отличных результатов на международном рынке «повышая качество и стоимость труда».

Американский эксперт стал одним из хедлайнеров Первой международной конференции по краудэкономике ICC-2015, состоявшейся в Минске. Впрочем, Карл Эспости, работающий над правительственной краудсорсинговой программой в Малайзии, не только выступил перед аудиторией из 350 человек. Перед этим он провел ряд встреч с белорусскими чиновниками самого высокого ранга. Один из результатов – в программе повышения квалификации руководящих работников в нашей стране в ближайшее время может появиться спецкурс по краудэкономике.
 
Что может дать краудсорсинг Беларуси? В Малайзии проект, над которым работает Карл Эспости, создаст 40 тысяч рабочих мест. В нашей стране он, по словам эксперта, может дать не только новые рабочие места, но и возможность бизнесу работать более эффективно.
 
«На сегодняшний день самые лучшие идеи приходят в компании извне, благодаря краудсорсингу. Это позволяет добиться максимального результата. У нас есть впечатляющие примеры сотрудничества на уровне индивидуальных лиц и экспертов. Новые технологии не требуют от производителей каких-то конкретных усилий по организации процесса краудсорсинга – достаточно делать точечные капиталовложения небольших сумм и это принесет желаемый результат», - утверждает Карл Эспости.
 
В частности, отмечает эксперт, традиционная модель работы со штатными сотрудниками все чаще заменяется новой, краудсорсинговой, когда рабочая сила привлекается извне. Это позволяет значительно снизить издержки на производство.
 
Проект «Цифровая Малайзия», например, показал, что создание новых рабочих мест на основе краудсорсинга оправдывает себя. При этом эффективность труда очень высока. «Кроме того, положительным моментом является то, что вы нанимаете не какую-то компанию, а конкретных исполнителей – это позволяет избежать дополнительных расходов», - подчеркивает Карл Эспости.
 
Речь идет о выполнении «удаленными» работниками множества микрозадач. Например, сверке данных различных электронных каталогов и уточнении информации. «Несмотря на развитие технологий, есть вещи, которые нельзя автоматизировать – их могут сделать только люди. И благодаря краудсорсингу мы даем наиболее удобное и дешевое решение».
 
В Малайзии для решения таких задач планируется создание 33 специальных центров для подготовки кадров. «В этой стране за последние 15 лет было создано общество потребления: все размещали сообщения в Facebook, но никто ничего полезного не делал. В результате государство разработало стратегию, призванную поменять настрой людей, чтобы они использовали технологии не для развлечения, а для повышения своего благосостояния и создания новых рабочих мест. Было решено создать «экономику знаний», - рассказывает Карл Эспости.
 
По его словам, проект работает 6 месяцев и в него включилось уже порядка 8 тысяч человек. Правительство сделало инвестиции в цифровые рабочие центры, в которых могут работать те, у кого нет дома компьютеров с интернетом. И первые результаты уже есть: наиболее продвинутые работники зарабатывают от 10 до 15 долларов США в час.
 
Карл Эспости отмечает, что привлечение работников через краудсорсинг для выполнения простых задач, которые невозможно решить с помощью технологий – только вершина айсберга. «Существуют различные модели краудсорсинга, позволяющие работать с широкой общественностью. Кроме решения микрозадач, мы можем обратиться к общественности для обратной связи. Краудсорсинг позволяет получать вам максимально объективную информацию из максимального количества источников. С его помощью вы можете выяснить, какой продукт ждут от вас люди. Он может помочь вам решить задачу, с которой невозможно справиться внутри компании. Как только вы начнете взаимодействовать с широкой общественностью, вы столкнетесь с тем, что в мире обязательно есть человек, у которого есть необходимые сведения, навыки и компетенции для решения вашей задачи. И он может помочь вам», - подчеркивает Карл Эспости.
 
«У меня в Беларуси было много встреч за последние несколько дней. И я считаю, что вам пора делать выбор: насколько сильно вы хотите создавать рынки, основанные на краудсорсинге? Ведь, несмотря на существование некой «рамочной» модели краудсорсинга, надо обращать внимание на контекст, в котором она будет развиваться. Вы должны полностью изучить возможности и ограничения, которые есть в вашей стране. И не только законодательные, но и ограничения, связанные с менталитетом, культурой, вплоть до того, насколько высоко доверие у людей к транзакциям онлайн… Думаю, этот рынок у вас все равно возникнет – рано или поздно. Но вам уже сегодня надо сформировать «дорожную карту», чтобы знать, куда двигаться и определиться с действиями, которые вы будете предпринимать в этом направлении», - считает эксперт.