Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Ольга Томашевская, IPM Review

Школа бизнеса. Дресс-код как часть бизнес-модели

Дресс-код является важной частью корпоративной культуры. Первое впечатление о компании у клиентов и контрагентов нередко складывается на основании внешнего вида сотрудников. Впоследствии это впечатление будет оказывать влияние на все сферы сотрудничества – как на переговоры по важным вопросам, так и на и объемы продаж. 

В то же время вопрос о внешнем виде сотрудников является довольно деликатным, поскольку связан с личным вкусом и самовыражением человека. Официальное введение дресс-кода позволяет не только создать определенные стандарты, но и избегать сложных разговоров с подчиненными на тему их внешнего вида.
 
Несколькими важными идеями о дресс-коде с IPM Review поделилась руководитель Школы маркетинга Бизнес-школы ИПМ Оксана Князева:
 
Дресс-код – это способ трансляции ценностей компании. Если компания позиционирует себя на рынке как инновационная, ее сотрудники должны одеваться соответственно. Здесь не место как растянутым свитерам из бабушкиного сундука, так и мини-юбкам, которые более уместны на дискотеке. В офисе любой солидной компании не может быть мужчин в рубашках, расстегнутых до такой степени, что видна волосатая грудь. В других обстоятельствах это может выглядеть привлекательно и сексуально, но согласитесь, офис – не лучшее место для демонстрации сексуальности. 
 
Многие белорусские компании заботятся о том, как выглядят их сайты, уделяют время дизайну упаковки товаров, но при этом не обращают внимания на то, какое впечатление производят сотрудники, общение с которыми часто является первой точкой контакта.
 
Клиенты невольно присматриваются к тому, как выглядят сотрудники, как они общаются между собой. Разрыв между заявленными ценностями компании и внешним видом сотрудников вызывает определенный диссонанс, что может привести к подсознательному ощущению недоверия у клиентов. 
 
Главное в одежде – уместность и предсказуемость. Уместность – принципиально важный элемент образа. Простой пример – клиенты хотят видеть в банкире или брокере образ обеспеченности и стабильности. Значит, он должен быть в свежем хорошем костюме, при галстуке, в качественной обуви. А вот руководителю дизайнерского агентства необязательно делать выбор в пользу классического стиля. 
 
Еще один важный фактор при выборе одежды – предсказуемость. К примеру, сотрудники часто воспринимают своего руководителя как гаранта устойчивости их положения в компании. Резкие, непредсказуемые изменения гардероба руководителя могут вызвать не только пересуды, но и настоящее чувство беспокойства у сотрудников, что может отразиться на их работе. 
 
Дресс-код помогает дисциплинировать сотрудников. Работая с клиентами, я часто сталкиваюсь с тем, что руководителям бывает сложно убедить сотрудников в необходимости одеваться в соответствии с ценностями компании. Да, не все люди обладают одинаковым вкусом, и договориться бывает сложно. Четко прописанный дресс-код, введенный на уровне важного внутреннего документа, упрощает общение на эту тему. 
 
Кстати, исторически подтвержденный факт – многие правители использовали дресс-код для того, чтобы повысить уровень дисциплины среди своих подчиненных.
 
Мне приходилось слышать, что сотрудники отказываются одеваться в соответствии с дресс-кодом, объясняя это отсутствием денег. В этом случае руководитель компании может проспонсировать покупку одежды. И это дешевле, чем терять клиентов из-за того, что на них производят неблагоприятное впечатление сотрудники компании.
 
Классические рекомендации по дресс-коду, применяемые западными компаниями:

Для женщин:
  • Длина юбки не выше 6 см от колена.
  • Блузки и трикотаж предпочтительнее однотонные, пастельных тонов, без ярких орнаментов, глубоких декольте и открытых рук.
  • Колготки нужно носить в любую погоду.
  • Туфли – лодочки на умеренном каблуке. Босоножки и сабо недопустимы.
Для мужчин:
  • Костюм темного цвета. 
  • Светлая рубашка. Шелковые сорочки недопустимы.  
  • Галстук без яркого кричащего орнамента.
  • Темная обувь.
И мужчины и женщины должны ежедневно менять хотя бы один из элементов одежды.
 
Джинсы иногда тоже становятся элементом западного дресс-кода, но считаются уместными лишь в некоторых сферах бизнеса, в основном в IT.