Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Сергей Киеня, специально для IPM Review

Школа бизнеса. Краудсорсинг для бизнеса

Технологии краудсорсинга для бизнеса уже не первый год активно используют в России. И, как утверждает генеральный директор компании Collective Intelligence Systems Антон Кондратюк, весьма успешно. Опыт наших восточных соседей, адаптировавших американские и западноевропейские технологии, будет полезен и в Беларуси.

Краудсорсинг заинтересовал Антона Кондратюка около шести лет назад. Тогда в России было «чистое поле на этом рынке», а западные компании уже активно инвестировали в краудсорсинговые технологии. «Мы поняли, что это перспективно. Ведь нет ничего более рационального, чем бизнес. Это значит, что если он за что-то «проголосовал рублем, то это будет жить», - рассказывает он. Тогда и появилась компания Collective Intelligence Systems, которая сегодня занимается управлением инновациями и коллективным прогнозированием. О том, как это работает – из первых уст.
 

Внутренний краудсорсинг: как сотрудники могут помочь компании?

- Согласно исследованиям, сегодня компании используют знания и способности своих сотрудников в среднем на 20%. Например, сотрудники слишком много рабочего времени проводят в соцсетях – и это наносит значительный ущерб бизнесу. Подсчитано, что потери экономики США из-за социальных сервисов составляют 4,5% ВВП страны, а российские компании теряют 10 млрд. долларов в год из-за использования сотрудниками социальных сетей в рабочее время!
 
В то же время именно сотрудники являются основными «поставщиками» инноваций для бизнеса. Согласно исследованию IBM, в котором приняли участие свыше семисот директоров ведущих компаний, главными генераторами идей для развития и инноваций являются сотрудники компаний (свыше 40% отвечавших включили эту категорию в свой ответ), более 35% назвали бизнес-партнеров и клиентов компании. Варианты «Академическое сообщество» и «Сотрудники R&D отделов» оказались в числе самых непопулярных – их назвали менее 20% респондентов.
 
Никто не знает компанию лучше, чем ее собственные сотрудники и клиенты! И это практически неисчерпаемый ресурс для краудсорсинга, для того, чтобы что-то взять оттуда!
 
Сегодня одной из главных задач компаний является переманивание людей из соцсетей в технологии, которые помогут бизнесу. Стараются с помощью краудсорсинговых технологий вовлечь их в нечто большее, чем социальные сети.
 
Как работает Википедия? Средний писатель Вики – человек очень высокого интеллектуального уровня. Причем весьма высокооплачиваемый. Тем не менее, он готов бесплатно вносить свой вклад в онлайн-энциклопедию. Компании сегодня должны ориентироваться на новые точки роста, на пока невостребованные ресурсы, которые заключены в краудсорсинговом сообществе сотрудников и клиентов.
 

Мы все хотим влиять на все!

- Люди хотят участвовать в чем-то новом. Они хотят, чтобы их услышали, ощутить чувство сопричастности. Они хотят почувствовать, что их идеи они важны.
 
Кроме того, мы все хотим влиять на всё: на сервисы, которыми пользуемся, на услуги, которые оказывает наша компания. Сами сотрудники компаний хотят участвовать в изменениях.
 
Несмотря на то, что Россия отстает от мировых трендов, краудсорсинг для бизнеса на данный момент в России уже достаточно развит. У нас есть банк, который утверждает, что он зарабатывает на идеях от сотрудников и клиентов более 7 миллиардов рублей в год. Есть компания «Росатом», которая с помощью краудсорсинговых систем не просто решает свои задачи, но и подбирает себе сотрудников.
 
По большому счету, бизнес-краудсорсинг – это вовлечение людей в процесс изменений. Люди подсказывают компании – как менять маркетинг, где найти новые услуги и изменить существующие, чтобы они лучше удовлетворяли клиентский спрос, как работать с персоналом.
 

Клиент знает. Просто спросите его!

- Успех краудсорсинга в том, что появились технологии, позволяющие дотянуться до любого человека практически бесплатно и моментально. Это значит, что за час можно собрать миллион человек, поставить перед ними задачу, дать инструменты для решения этой задачи и с каждого человека собрать по чуть-чуть информации. Но сумма будет превосходить все наши ожидания!
 
Отличный пример – кейс «Аэрофлота», который пригласил своих клиентов поучаствовать в развитии услуг компании, начиная с момента заказа билета и заканчивая навигацией в аэропорту, погрузкой в самолет и поведением стюардесс. Как итог, мы собрали 42 тысячи идей от клиентов Аэрофлота практически без PR-кампании! Люди писали, что им не нужны призы – они хотели, чтобы их голос услышали. Если человек летает каждую неделю – это его жизнь. И он, безусловно, хотел бы повлиять на нее.
 
Эффект от внедрения этих идей – иногда совсем небольших, которые со стороны кажутся не требующими внимания, - может быть таким большим, что глобальные инновации померкнут.
 

Стоит ли доверять крауд-прогнозу?

- Второе направление работы нашей компании – прогнозирование. Краудсорсинг – это вовлечение неограниченного или большого количества людей в некий процесс. Как правило, в решение некой задачи, которую ранее решали специалисты. С помощью краудсорсинга можно собирать деньги, идеи, знания. А можно создавать прогнозы.
 
Для бизнеса прогнозирование – одна из наиболее приоритетных задач. Ведь если ты не понимаешь, что будет завтра, то ты не сможешь оценить, что и сколько производить сегодня.
 
У нас есть технология, которая агрегирует мнения широкого круга неспециалистов в единый прогноз. Это альтернатива статистическому прогнозированию. Тем более, что статистика сегодня запаздывает, а бизнес ждать не может: экономическая ситуация меняется постоянно. Однако люди отлично чувствуют изменения и готовы дать вашему бизнесу индикатор – как они оценивают исход того или иного события.
 
Один из кейсов нашей компании – прогноз по ценам на зерно для крупного агрохолдинга. Зерно – очень сложный продукт, на его цену влияет все: от погоды до стоимости нефти. Статистическими методами предсказать цену невозможно. Да и прогнозов экспертов недостаточно – они, как правило, недостаточно точны.
 
Мы вовлекли в процесс прогнозирования цен всех сотрудников компании – от полеводов до офисных работников. Проработавший в поле 15 лет агроном, возможно, не сможет четко аргументировать свое мнение. Но у него есть опыт и своя информация, которой не владеют в центральном офисе. Например, он точно знает, что поставки сорвутся, потому что элеватор в соседнем районе не работает.
 
«Сверху» могут быть более подкованные, более обученные и даже более умные люди. Но у низов информации всегда больше. Если ее правильно выудить и свести воедино – она всегда будет точнее статистики. Наш результат – 72% точных прогнозов. Он превзошел оценки экспертов-аналитиков!
 
Люди на самом деле не глупые. У них много информации – идей, предложений, прогнозов. Вопрос в том, как правильно это собрать и использовать.