Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Стратегическая сессия - проверенная практика корпоративного управления

В условиях, когда постоянные изменения стали нормой нашего существования и никто не планирует даже на год вперед, регулярно корректировать курс развития компании стало нормой. Так сказать «сверять часы» исходя из возможностей компании, внешнего рынка, ожиданий клиентов. Формат Стратегических сессий стал наиболее эффективным для компаний, т.к. позволяет комплексно взглянуть на нынешнее состояние дел и на перспективы развития. И самое важное – выработать план движения. О том, как проходят стратегические сессии, мы поговорили с председателем Совета директоров, профессором Бизнес-школы ИПМ Дмитрием Дичковским.

Дмитрий Дичковский

Есть мнение, что стратегические сессии удел крупных компаний, давно существующих на рынке, так ли это?

Действительно, крупные компании с историей проводят такую работу на регулярной основе, как минимум раз в год, когда уже можно посмотреть на итоги полугодия, сформулировать цели на следующий год, то есть когда начинается процесс бюджетирования и установления целевых показателей. Это их осознанный выбор и залог их долгосрочного успеха. Регулярно проводимые стратегические совещания не могут дать стопроцентную гарантию того, что в компании все будет хорошо, но несомненно, что такая работа существенно снижает риск неудачи. Это связано с действующим алгоритмом обсуждения и принятия стратегических и в первую очередь инвестиционных решений - покупать ли нам эту компанию, или строить ли нам логистический центр, или вводить ли новые производственные мощности, или развивать ли собственную розницу?
 
В этой связи, чем раньше молодая компания начнет внедрять проверенные практики корпоративного управления, включая ежегодные стратегические совещания, тем больше у неё шансов стать крупной и успешной с ясной стратегией и пониманием источников своего конкурентного преимущества.
 
Как готовиться к стратегической сессии, чтобы она прошла максимально эффективно?
 
Важно подобрать правильный состав участников, который может несколько отличатся в зависимости от целей проведения. 
 
Есть три категории:
 
  1. акционеры, принимающие участие в управлении либо на уровне совета директоров, либо на уровне оперативного управления
  2. топ-менеджмент 
  3. ключевые сотрудники - агенты влияния, такие неформальные лидеры. 
Такой состав позволит максимально объективно оценить и предложить решение поставленной задачи. Также могут привлекаться иные профильные специалисты в зависимости от их компетенций.
 
Большое внимание стоит уделить в выборе модератора/фасилитатора. Компании чаще всего приглашают экспертов из вне, так как считается, что они более объективны и не имеют заранее сформированных предпочтений. Участники сессии от компании склонны доверять внешнему эксперту, так как у него нет предвзятости к тем или иных группам влияния в компании. В целом, учитывая, что нет пророка в своем отечестве, внешняя экспертиза и фасилитация как правило позволяет "проходить" сложные места, где есть потенциальный конфликт интересов, более гладко.
 
И, конечно, выделить для этого необходимое время, как правило 2-4 дня, найти нейтральное место с хорошим конференц-сервисом, чтобы участники смогли переключится из режима решения текущих оперативных задач в режим долгосрочного прогнозирования и расстановки приоритетов. 
 
Например, в Европе компании проводят сессии масштабно и выделяют на это в зависимости от сложности и количества вопросов от 6 до 12 дней. Они исходят из того, что неправильно принятое стратегическое решение обойдется компании несоизмеримо дороже, чем несколько дней глубокого обсуждения. Как правило сессии состоят из нескольких модулей по 2-3 дня. На первой встрече основной целью является сближение позиций участников, то есть выравнивание их понимания предстоящих к обсуждению вопросов. Очень важно к первой встрече иметь хорошую аналитику по теме (анализ отрасли или динамика рынков), чтобы актуализировать знания участников по теме. На первой встрече также критически ценно для успеха мероприятия -- запустить групповую динамику, то есть создать условия, когда люди высказываются открыто и честно, все мнения услышаны и восприняты. Второй модуль, как правило, посвящен формулировке альтернативных сценариев работы компании (стратегий), а третий модуль - выбору оптимального сценария, разработке плана мероприятий (плана реализации) и определению ответственных исполнителей.
 
Чего точно не стоит ожидать от стратегической сессии?
 
Наш многолетний опыт работы с компаниями показывает, что такая работа очень непредсказуема и поэтому ожидать, что обсуждение должно идти по заранее разработанному плану и привести к заранее ожидаемым результатам, не стоит. Этот процесс итерационный и во время движения от общего к частному есть большое количество вариантов и способов решения поставленных вопросов. 
 
Мы знаем, что часто сначала хотят попробовать все своими силами. Для таких “зреющих” компаний, может, дадите пару советов, на что обратить внимание, чтобы стратегическая сессия “своими руками” не навредила?

На мой взгляд можно попробовать своими силами, договориться о принятых решениях и посмотреть -  как пойдет внедрение. Иногда это работает, особенно если у участников есть опыт проведения или участия в подобной работе. Если нет, то может быть сложнее, так как не всегда понятно с чего начинать, какие инструменты использовать, что считать хорошим результатом каждого модуля и сессии в целом. Вроде в литературе все подробно описано с инструментами, примерами, ошибками и рекомендациями. Однако ведь и рецепты любых блюд доступны всем желающим с подробными видео-гидами, однако далеко не все мы можем готовить как Мишель Труагро. В любом случае рекомендую к прочтению книгу Крис Эртельи и Лизы Кэй Соломон «Стратегическая сессия: Как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем».
 
Дмитрий Дичковский
 
Дмитрий Анатольевич, в Вашей практике были интересные случаи с неожиданным результатом стратегической сессии?
 
Скорее не было неинтересных, посредственных случаев! Каждая такая сессия помимо уточнения стратегии, основы устойчивого конкурентного преимущества, совместно выстраданного плана действий и ответственных за реализацию даёт большой положительный толчок нового качества развития компании. Все участники получают мотивацию иного рода, нежели в повседневной работе. Это - мотивация через вовлечение в процесс принятия жизненно важных стратегических решений для своей компании. Лояльность среди сотрудников-участников существенно повышается, акционеры получают возможность представить свои интересы, групповая динамика позволяет сглаживать потенциальные конфликты и находить варианты решений, которые не противоречат групповым интересам.
 
Случалось, что во время сессий осознанно принимались решения, которые до этого никто всерьёз не рассматривал. Некоторые отказывались от покупки других компаний в процессе работы на сессии, которая изначально была посвящена именно вопросам интеграции нового бизнеса после покупки. Или меняли формат объединения компаний в группу, отказываясь от первоначально одобренного и, как казалось, всеми поддерживаемого. 
 
Наверное, самый главный результат любой такой работы при правильном проведении - возможность честно посмотреть на свой бизнес, что он сегодня из себя представляет и как развивается на фоне успехов других. Понять, какие могут быть альтернативы его дальнейшего роста и выбрать ту оптимальную стратегию, которая всеми разделяется и поддерживается, с ясным планом реализации, с ответственной и заинтересованной командой, способной добиться воплощения намеченного.
 

О подробностях проведения стратегических сессий Вы можете узнать в своем городе: Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев, Минск.