Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04

Бизнес с нуля #2. Встреча с Дмитрием и Ютой Бахваловыми

Вторая встреча в рамках проекта Бизнес-школы ИПМ "Бизнес с нуля. Встреча с …" прошла с Дмитрием и Ютой Бахваловыми, многодетной семьей, запустившими три абсолютно разных бизнеса: бюро переводов "Perevedi.by",  сеть детских игровых комнат "Тетя Мотя" и совсем свежий проект - столярная мастерская IzDereva.by. Мы поговорили с Дмитрием и Ютой про их бизнес, семейные отношения и взгляды на жизнь. 

Бизнес с нуля #2. Встреча с Дмитрием и Ютой Бахваловыми

- Дмитрий, расскажите пару слов о вашем новом проекте столярной мастерской IzDereva.by. Кто является вашими заказчиками? 

Дмитрий: Заказчиками столярной мастерской выступает как бизнес, так и частные лица. Это люди, которые, прежде всего, понимают, что такое дерево. Им важны ощущения, энергетика дерева и как это сделано, хорошее дело и не станочная работа. В станочной работе нет души. Возвращаясь к массовому производству, там очень важно формирование цены. Если ты продешевил, то ты уже не можешь столько заниматься научно-исследовательской разработкой, изучать, как ведет себя дерево. Мы берем порядка четырех заказов в месяц, и втроем над ними тщательно работаем.  
 
- Дмитрий, и вы, получив диплом Executive MBA, пошли пилить, строгать в мастерскую?  
 
Дмитрий: Да! Это же так классно!  

Юта: Первое, что он сделал своими руками, это была кухня на даче, и с этого уже все началось.
 
Бизнес с нуля #2. Встреча с Дмитрием и Ютой Бахваловыми
Фото столярной мастерской IzDereva.by 

Дмитрий: Было какое-то внутреннее ощущение, стресс на работе, все на потоке. И я иду в магазин строительных материалов – просто гуляю. И потом начал анализировать, почему так происходит, почему мне нравятся инструменты, почему мне нравится весь этот процесс, т.к. по образованию я не имею никакого отношения к столярному делу. Начал работать со своим таким внутренним миром. Как я и говорил раньше, что такое бизнес для собственника – это внутреннее продолжение его шизофрении. 
 


В чем человек фанатик,
в том у него и получается абсолютно все.

 
Человеку абсолютно не важны деньги. Деньги вообще двадцать пятый план. Утверждать для бизнеса, что деньги важны и нужны – это то же самое, что говорить, что человеку важно дышать. Да это все понимают. Зачастую, люди смотрят на бизнес: «Дай-ка я денег заработаю!». И я всегда считал эту точку зрения утопичной.  
 


95% процентов гонятся за деньгами. Не важно, чем я буду заниматься: монтаж чего-то, торговать на рынке – нужны деньги. И в этом нет смысла. Когда у денег нет смысла – они бесполезны и рано или поздно они себя выживают.

 
Прежде всего, в бизнесе должна быть идея, которая заставляет вас двигаться вперед. Идея, с которой ты ложишься, просыпаешься, с которой ты живешь. 
 


Бизнесмен – это как художник.
Он задумал какую-то картину, и он ее рисует.
Пока он ее не нарисует, он не успокоится.

 
- А что происходит, когда он нарисует это картину, он меняет бизнес? 
 
Дмитрий: Когда нарисует, берется за следующую картину. 

- Какой был ваш первый бизнес? 
 
Дмитрий: До того, как я пришел в свой первый бизнес, я много чего попробовал. Я составил такую таблицу из 28 проектов. Составив этот список, с 20 лет я начал реализовывать маленькие бизнес-проекты. В этой таблице было три колонки: «проект был успешен», «проект принес деньги или не принес» и «нравился ли он мне в эмоциональном плане». 
 
- Что значит, был ли успешен проект, что считается мерилом успеха? 

Дмитрий: «Проект был успешен» - это означает начал ли он работать как бизнес и как задумывалось. Т.е. я вот задумал, что оно должно работать так и получилось ли у меня это реализовать. Или это осталось на уровне идеи проекта, разработки. 
 


Да, есть бизнес-идеи, которые были реализованы,
которые принесли и деньги, но никакого эмоционального
удовольствия они не принесли.

 
В 2005 году я занимался маршрутными такси – проект реализован. Т.е. в первой колонке плюс, денег заработал, но в плане эмоционального удовлетворения – не то, чтобы минус, но никак. Оно было и прошло, это был какой-то жизненный опыт. Были и такие проекты, которые денег вообще не приносили. Но они приносили какой-то дикий восторг! Я до сих пор вспоминаю такие проекты, потому что они греют душу. Одним из таких проектов была театральная школа для испанцев с 2005 по 2010 год. Это были студенты, на базе Академического театра они изучали систему Станиславского. 
 
И это такое было движение! Свежие ребята, молодые актеры 20-25 лет. И с этим проектом связано такое дикое эмоциональное удовлетворение!
 
Это был временный проект, и потом появилось бюро переводов "Perevedi.by". И это стал уже такой постоянный проект, который первое время требовал моего участия и работы 24 часа в сутки, пока выстраивались все процессы. И этот проект меня поглотил. Сейчас этот проект уже не требует моего такого активного участия и есть возможность мыслить шире. 
 
Бизнес с нуля #2. Встреча с Дмитрием и Ютой Бахваловыми
 
Дмитрий: Люди разные бывают. Допустим, я могу себя сравнить с таким тягачом, в аэропорту есть такая тележка, которая выдвигает на взлетную полосу большие транспортные грузовые самолеты, с очень большим мотором, но сама она не летает. Я могу вывести это самолет, а дальше мне надо успеть передать дела, т.е. я «поджигатель». У меня есть идея, я ей живу. Я все раскладываю до мелочей, а потом мне становится неинтересно. И в этот момент, когда мне становится неинтересно – подключается Юта ☺. 
 
Юта: На то я и есть, чтобы помогать. 

- А как родился ваш проект «Сеть детских игровых комнат «Тётя Мотя»? 
 
Юта: «Тётя Мотя» - это фантастический проект. Сейчас сложно сказать, как мы к этому пришли. У нас трое детей и мы столкнулись с тем, когда возникала острая необходимость сделать какое-либо срочное дело, детей не с кем было оставить. И мы воплотили свою потребность в реальность, открыв такие детские игровые комнаты. В наших игровых комнатах дети играют с игрушками, делают аппликации, т.е. все то, что делает с ними мама, а точнее не успевает делать. Ребенку дают внимание и это самое важное. Т.к. к сожалению, мама занята уборкой, готовкой и ребенок проводит время в планшете. А так, в игровых комнатах «Тёти Моти» он находится в коллективе, он постоянно под присмотром.  
 
Дмитрий: Мы продаем простую услугу – мы продаем вам свободное время и ощущение спокойствия за своего ребенка, что ребенок под присмотром. И вы, как мама – свободны для своих дел, которые с ребенком сделать иногда проблематично!
 
- Как родилось такое название «Тетя Мотя»? 
 
Дмитрий: Доверились интуиции. Ехали ночью из Москвы, была очень сложная дорога. Выехали в 11 вечера, а утром уже надо было попасть на первый утренник детей и это никак нельзя было пропустить. И вот мы ехали по этой сложной дороге и думали, как назовем. Подбирали варианты и решили: «А давай, Тетя Мотя? А давай!». Как-то расслабились, и интуиция сама подсказала название. Мы не проводили какие-то серьезные маркетинговые исследования. 
 


Практически каждый бизнес, что мы создаем – мы не ориентируемся на кого-то, мы создаем его изнутри. Мы не стараемся кого-то скопировать, они так назвали – мы так назовем. Это опять же какая-то игра, погоня за деньгами.

 
Бренд зависит от того, сколько ты в него вкладываешь, какого содержания услуга, сервис или товар. В плане создания бренда его надо растить, понимать, ухаживать, поддерживать. Он тоже болеет как ребенок. 
 


Бизнес – это живой организм, и из практики я заметил,
для того, чтобы бизнес начал работать, должно пройти 9 месяцев. Встает на ножки через год, как-то начинает ходить, спотыкаться. Я сейчас наблюдаю за своими детьми, вот абсолютно все схоже.
Это опять же какая-то игра, погоня за деньгами.

 
Поэтому, в начале беседы я говорил, что очень важно иметь горизонт планирования и во что-то верить. Видеть ту точку «В» и не обращать внимание на какие-то спады, они есть всегда. «Зачем мне это надо»?, «Хватит с меня!» – а потом успокоился, глубоко вздохнул, на следующий день просыпаешься и не все так плохо. И ты идешь к этой точке «В», и этот путь он такой. Это естественный цикл. Задача предпринимателя – научиться спокойно относится к таким спадам, на них спокойно реагировать, более профессионально, что ли. 
 
- Из тех 28 проектов, которые у вас были и вы начинали, есть ли такие, что заканчивались именно в момент такого спада эмоционального? 
 
Дмитрий: Конечно были ☺. Были, я сам проходил этот момент. И вот сейчас я вспоминаю, что можно было же и подождать, переждать. Но в жизнь надо пускать новые проекты, идеи, не цепляться за старое. Кстати, очень помогает навести порядок в голове, избавиться от лишнего мусора, лишних вещей. Сначала жалко, потом на даче пригодится, и дача - это такое сборище ненужных вещей. Это скорее всего наследие тяжелых времен прошлого. И, несмотря на то, что мы уже новое поколение. 
 
Бизнес с нуля #2. Встреча с Дмитрием и Ютой Бахваловыми- В какой стране вы бы хотели, чтобы жили ваши дети, не имея в виду конкретное государство, а скорее общество, культурный код? 
 
Юта: На самом деле это очень сложный вопрос. 
 
Дмитрий: Я так скажу - Беларусь замечательная страна, я много путешествовал по работе, в разных точках был – Южной Америке, Северной Америке, Азии. И Беларусь такая страна, в которую ты приезжаешь и как домашние тапочки одеваешь, здесь комфортно и хорошо. Здесь можно жить просто великолепно. Есть опять-таки наследие партийного прошлого, которое во многом тормозит экономические аспекты, есть человеческий фактор – зависть. А дома и стены помогают! Не зря говорят, где родился, там и пригодился. У нас классные люди. Я некоторое время жил в Эстонии, это недалеко отсюда и почувствовал, что есть очень большая разница в том, что люди, воспитанные на разных сказках, совсем другие. Как бизнес-партнеры все нормально, но ты беседуешь с человеком, у вас нет какого-то общего бэкграунда. И я не понимаю, почему у наших людей такое массовое желание сбежать, опять-таки наследие прошлого. А там не все так сладко за границей и в том числе для малого бизнеса. Беда в том плане, что там очень развитая конкуренция, к чему наши люди могут быть не готовы. 
 


У нас для начинающего предпринимателями просто простор для самореализации: все ниши свободные, даже если кто-то пытался занять какую-то нишу, она то ли недоделанная, то ли брошена, или он там просто один.

 
Та же Москва - это дикая конкуренция. Здесь, в Беларуси, если правильно все делать, есть перспективы, именно в том, что здесь есть свободные рыночные ниши. Есть другая точка зрения, что большие корабли надо строить там, где большая вода. Поэтому, для небольшого сегмента здесь есть все возможности. И скажу вам, Беларусь не такая бедная страна. 
 
Бизнес с нуля #2. Встреча с Дмитрием и Ютой Бахваловыми
 
- А не думали ли вы о том, что к тому времени, когда ваши дети повзрослеют, ситуация в Беларуси не сильно изменится, с точки зрения имеющихся возможностей?   
 
Дмитрий: Мне кажется, дети должны сами выбрать, в какой стране им жить. С нашей стороны - задача дать им обучение, какие-то знания, понимание мира. К сожалению, особенность нашего менталитета, что мы постоянно сравниваем себя с кем-то. Мы думаем что о нас подумают. 
 


Не стоит сравнивать свою жизнь с чьей-то, вот ты уникальный, замечательный, ты сам по себе, главное чем-то заниматься, делать дело. Бизнес – это стиль жизни, твой личный, который ты создаешь сам.

 
- А можно сказать: «Вот это бизнес, а это не бизнес»? Очень часто приходится слышать: «Ну что там, разве это бизнес?» 
 
Дмитрий: Опять-таки сравнительная позиция. Для кого-то бизнес – это небольшая кофейная точка, которую человек выстрадал и для него это дело всей его жизни, подвиг. Он шел к этому, и для него это великий бизнес. Если ты ни у кого не сидишь на шее, обеспечиваешь себя сам и если кому-то еще даешь работу, это уже хорошо. 

- Не мешает ли вашим семейным отношениям совместный бизнес?
 
Юта: Бывает по-разному. Зато мы не ругаемся по бытовым вопросам, потому что попросту они не возникают и на них нет времени. Мы всем занимаемся вместе и помогаем друг другу. 

Дмитрий: Бизнес действительно позволяет отойти от семейно-бытовых вопросов, до которых ты просто не доходишь, а на завтра они не актуальны. И это постоянно какой-то океан стихий, бурь. Любые отношения, как и бизнес, когда я говорил про спад и падения – очень важно, чтобы был конфликт. После конфликта ты понимаешь, насколько сильно ты любишь человека, поругались – и помирились. Это должно быть, это составляющая здоровых отношений, постоянная щепотка какого-то конфликта. Когда все хорошо – это не неинтересно, скучно. И мы очень разные, вообще разные. Мы такие две стихии – я огонь, а Юта - вода.
И у нас получается так, либо меня тушат, либо я поджигаю. 
 
Юта: И при том, что очень важно, мы успеваем проводить время с нашими детьми. Важно не количество,  а качество, как ты насыщаешь свое время. Когда мы с детьми – мы полностью их, когда мы приходит домой – мы с ними играем, мы с ними рисуем, лепим, читаем сказки, мы только с ними.  
 
Бизнес с нуля #2. Встреча с Дмитрием и Ютой Бахваловыми
Дмитрий и Юта Бахваловы, Алексей Искорцев и участники встречи: Виктор Лобан и Ольга Черненко. 
 
Дмитрий: Я бы хотел подытожить, очень важное наблюдение за 16 лет моей предпринимательской деятельности – обязательно пишите, записывайте, рисуйте. Потому что, в тот момент, когда вы переносите свою мысль на бумагу, она начинает жить в материальном мире. И это очень важный момент, который работает, всегда работает. У тебя это крутится в голове, и как только ты перенес это на бумагу – процесс запущен! 
 
Юта: И через год просматриваешь свои записи, и ты понимаешь, чего ты достиг или сделал даже больше.