Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Татьяна Калиновская, IPM Review

Школа бизнеса. Совет директоров – контроль качества менеджмента

Создание советов директоров в белорусских компаниях стало тенденцией последнего времени. Для того, чтобы этот орган работал эффективно и приносил пользу предприятию, необходимо четко понимать, ради чего он создается, как подбирать и мотивировать входящих в него профессионалов. Об опыте, который наработан на Западе, в интервью IPM Review рассказал Виктор Федосеев, профессор университета Bocconi (Италия). 

Виктор Федосеев

- Зачем компании, где есть эффективные менеджеры, нужен совет директоров?
 
- Если собственник управляет компанией непосредственно, то к его мотивации не возникает вопросов. Но если компанией руководят наемные люди, у них может исчезнуть мотивация что-либо делать. У многих современных компаний могут быть сотни, тысячи акционеров, которые просто физически не могут следить за работой управленцев. Поэтому возникает необходимость создания органа, который бы занимался мониторингом развития предприятия. Это позволяет быть уверенным в том, что управленцы не забывают об интересах собственников, не принимают решения в свою пользу в ущерб интересам акционеров. Таким органом и является совет директоров. 
 
- Каковы его основные функции?
 
- Поскольку главная задача совета директоров -- защита интересов компании перед наемным менеджментом, он занимается фундаментальными вопросами. Члены советов директоров обсуждают вопросы об увольнениях и назначениях высшего руководства компании, слияния и поглощения, внедрение продуктовых линий, и другие судьбоносные вопросы. Обычно около двух третей времени совета директоров приходится на контроль работы менеджмента и около трети составляет работа по принятию решений о развитии компании. 
 
- Кто входит в советы директоров?
 
- Члены совета директоров должны быть профессионалами в своем деле. В идеале это должны быть максимально незаивисимые люди. В частности, они не должны состоять в окружении высшего руководства как собственной компании, так и других компаний отрасли. Это достаточно сложно сделать. К примеру, до последнего времени в США управленческая верхушка одной компании сидела в совете директоров другой компании. Это стало одной из причин падения эффективности многих предприятий. Теперь собственники стали нанимать директоров, которые не входят в эти «сети». Сейчас в советы директоров привлекают представителей академической среды, специалистов, имеющих большой опыт работы в той области, в которой занята компания. В члены совета директоров могут входить и работники компании, но надо следить за тем, чтобы они не составляли большинства.
 
- Как стимулируется работа совета директоров?
 
-  Им платят довольно много – в ведущих компаниях США до четверти миллиона долларов в год. Эта работа предполагает до 8 встреч в год, то есть примерно месяц плотной работы. В остальное время члены советов директоров занимаются своими делами, они ведь не являются наемными работниками в компании. До половины своего заработка члены совета директоров получают акциями и опционами компаний, в советах директоров которых они состоят. Это должно повысить их заинтересованность в результатах работы предприятия.