Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Ольга Томашевская

Школа бизнеса. Как совместить личные цели и цели команд

Применение коучинговых технологий в бизнесе стало широко распространенным явлением на Западе, а в последние годы ими заинтересовались и белорусские предприниматели. Надо сказать, коучинг является довольно необычной технологией, нацеленной на работу с целями и ценностями человека. При этом он используется и для организации работы команд. Казалось бы, здесь есть определенное противоречие – ведь цели и ценности являются вещами сугубо индивидуальными. О том, как удается совместить личные цели и цели команд рассказывает доктор гуманитарных наук, специалист в области управления человеческими ресурсами Катажина Рамирез-Цызё.

- Каким образом коучинговые технологии могут применяться для развития предприятия?
 
- Коучинг имеет довольно разнообразное применение в бизнесе. Одним из направлений является использование менеджерами коучинговых технологий для работы с персоналом. Помимо этого, коучинг может использоваться владельцами и руководителями бизнеса для поиска новых нетрадиционных путей развития компании. Еще один уровень – это командный коучинг, который представляет из себя работу с целями и ценностями целого коллектива. Он изучает, как можно использовать ресурсы и способности сотрудников для достижения целей организации. 
Одним из центральных моментов является работа с ценностями людей. Ведь ценности -- это топливо для поездки к целям, а без которого даже самая лучшая в мире машина никуда не поедет. Мы хотим знать, ради чего мы работаем. Как влияет наша работа, наш вклад на достижение целей организации? Когда есть ответы на эти вопросы, сотрудники сами берут на себя ответственность за реализацию целей. 
 
- Мне кажется, есть определенная проблема, связанная с командным коучингом. Ведь речь здесь о группе, в которую входят непохожие друг на друга личности, соответственно, можно предположить, что у них разные ценности.
 
- Согласна, ценности разных людей очень часто не совпадают. Но если рассматривать ценности с точки зрения определенной цели, то они могут оказаться очень похожими у разных людей. Если я знаю, зачем нужно достижение этой цели, для чего команда стремится к ней, и если цель для меня важна, я буду работать ради нее, даже если мои личные ценности не совпадают с личными ценностями других членов команды. И хочу еще отметить – тема ответственности за достижение цели не может быть коллективной, она может быть только личной. Процесс необходимо организовать таким образом, чтобы каждый осознавал свою собственную ответственность за достижение цели. Одним из центральных стимулов является доверие руководителя к подчиненным.
 
- Создается впечатление, что коучинговые технологии могут успешно работать в небольших компаниях, где каждый может внести свой творческий вклад. Но существуют и крупные компании, в которых очень подробно расписаны все процессы, и творчество необходимо далеко не на всех этапах. Работает ли коучинг в таких предприятиях?
 
- Коучинговые технологии прекрасно вписываются в работу компаний любого размера, в том числе и тех, где существует четкая организационная структура. В таких компаниях коучинговые инструменты помогают людям учиться системно думать, осознавать  свой вклад в работу всего предприятия и благодаря этому более эффективно работать. 
Конечно, в случае крупной компании люди, работающие на разных участках, могут по-разному понимать цели организации. Известно, к примеру, как часто в организациях возникают конфликты между разными подразделениями, скажем, между продажами и маркетингом. Задача коучинга – обозначить единые реальные цели организации. Когда цели определены ясно, можно находить общий язык и говорить о механизмах их достижения – в частности, о том, какие есть ресурсы и чего недостаточно, в чем еще мы нуждаемся для достижения цели. 
 
На этом этапе мы часто сталкиваемся с неверием людей. Во время работы в Польше мне неоднократно приходилось слышать, что рынок у нас сложный, что наши коучинговые технологии могут работать в Цюрихе, но они не работают в Варшаве. Люди говорят – мы слишком маленькие, у нас мало ресурсов, чтобы это сделать.
 
- Легко ли переубедить таких людей?
 
- Обычно на работу с убеждением сотрудников, что их рынок самый сложный, требуется две-три сессии. Важно, чтобы люди поняли: тех ресурсов, которые у них есть, может быть достаточно для достижения цели, если использовать их по-новому. Но даже если имеющихся ресурсов будет не хватать, можно найти и использовать другие. Самое важное здесь – понять, какие новые ресурсы требуются для достижения цели. Хочу подчеркнуть: коуч – это не преподаватель и не терапевт. Он не учит клиентов, а просто помогает им расширять их точку зрения на предмет. Коуч не приносит с собой знаний, он помогает найти новое видение ситуации, использовать новые методы, новые способы мышления. 
 
- Коучинг сегодня в моде – довольно часто о нем говорят как о суперэффективной технологии. Такие утверждения вызывают определенный скептицизм, ведь даже самым лучшим лекарством невозможно лечить всех поголовно. 
 
- Коучинг действительно очень эффективен. В Польше есть компании, где в результате его использования эффективность работы коллективов возрастала на 700-1500%. При этом я согласна, что коучинг подходит не всем. Есть люди и компании, которым необходим менторинг или тренинг. В коучинге нуждаются люди, у которыхесть цели или потребности, которые по каким-то причинам сложно реализовать.  Люди, которые несколько раз пытались разрешить определенную жизненную ситуацию и вроде бы имели для этого все возможности, но им это почему-то не удавалось. То есть все, что нужно, есть, но цель почему-то не реализуется. Другими словами, у них есть проблема, на которую нужно посмотреть по-новому.
 
Считается, что самые главные инструменты коуча – это вопросы. Но речь идет не о любых вопросах. Есть такое понятие как сильный вопрос, то есть вопрос, направленный на цель, на будущее. Правильно заданный вопрос создает у человека позитивный настрой, связанный с деятельностью, и побуждает человека подумать о разных путях достижения цели. 
 
Коучинг предполагает и глубокую работу, связанную с образным мышлением. К примеру, во время групповой работы мы предлагаем всем сотрудникам продолжить фразу «наш коллектив как…». В продолжении этого предложения могут следовать любые ассоциации…
 
- А если ассоциации окажутся негативными?
 
- Это можно будет считать хорошим результатом нашей работы. Во-первых, это очень полезная информация для руководителя. Во-вторых, это означает, что люди говорят искренне, и это является хорошим залогом исправления ситуации в будущем. К тому же изучение негативной реакции очень полезно для того, чтобы понять, как заданная цель будет работать с другими целями организации, как она будет влиять на всю систему. Очень важное воздействие коучинга заключается в том, что человек встречает вопрос, который бы он сам себе не задал.