Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Наталья Павлова, руководитель Центра по вопросам образования за рубежом Streamline

Учеба за рубежом – инвестиция в будущее

С каждым годом мы наблюдаем рост международной студенческой мобильности, т.е. поездок за рубеж с учебной целью. По данным Institute of International Education, в 2011 году количество международных студентов превысило 4,3 миллиона. Самыми востребованными странами среди иностранных студентов в 2012 году были США (19%), Великобритания (11%), Китай (8%), Франция (7%), Германия (6%), Австралия (6%) и Канада (5%). Таким образом, большинство студентов отдают предпочтение странам, в которых английский язык является официальным. Наибольшую мобильность проявляют студенты из Китая, Индии и Кореи: азиаты составляют более 53% от всех студентов, обучающихся за рубежом.

Популярность образования за рубежом обусловлена общемировой тенденцией к глобализации и интернационализации. Как следствие возрастают требования к молодым специалистам: знание иностранных языков, навыки эффективного общения и работы в международной команде, широкий кругозор, толерантность к разным культурам и т.д. Ничто не сможет так развить эти навыки, как опыт самостоятельного проживания и обучения в другой стране. 
 
В зависимости от поставленных целей существуют различные варианты программ – от краткосрочных курсов изучения иностранных языков до получения среднего и высшего образования за границей.
 
Самый ранний возраст, с которого можно отправить своего ребенка на учебу за рубеж – 7-8 лет. Детей принимают международные летние лагеря с закрытой охраняемой территорией. Акцент делается на изучение иностранного языка по коммуникативно-игровым методикам, а также спортивные мероприятия. Дети пополняют словарный запас на занятиях, а затем закрепляют знания во время общения и подвижных игр. 
 
Более 80% детей отправляются на зарубежные языковые программы в возрасте 14 - 16 лет, когда родители считают их достаточно самостоятельными и расположенными к знакомству с новой культурой. Для данной возрастной категории предлагается интенсивное изучение языка, а также академических предметов на иностранном языке, программы по развитию лидерских качеств, курсы, сочетающие изучение языка и театральное искусство, занятия живописью, различными видами спорта под руководством профессиональных тренеров и т.п. Проживают подростки обычно в резиденциях школ или в принимающих семьях, а учебные занятия дополняются обширной экскурсионной и культурной программой. 
 
В среднем, продолжительность такого обучения составляет 2-3 недели. Задача выйти на кардинально новый уровень владения иностранным языком за такой короткий период не ставится. Главное, происходит полное погружения в иноязычную среду и преодоление психологических барьеров. Помимо ежедневных занятий с преподавателями, происходит естественное общение на иностранном языке со сверстниками из разных стран или с принимающей семьей. Дети заводят новых друзей, обмениваются контактами, и общение продолжается в соц. сетях и после возвращения домой. Основной эффект языковых программ за рубежом – разрушение языкового барьера, развитие навыков разговорной речи и усиление мотивации к изучению иностранного языка. 
 
Среди белорусов направление «образовательного туризма», еще недавно кажущееся экзотическим, постепенно набирает популярность. Предпочтения наших соотечественников пока вполне предсказуемы. Из опыта работы нашего центра, для 65% клиентов наиболее привлекательными являются каникулярные программы в Великобритании, а 15% выбирают для своих детей обучение вкупе с пляжным отдыхом на Мальте, где английский, кстати, является государственным языком. На лето 2015 года мы, несмотря на кризис, наблюдаем повышенный интерес к более дорогой образовательной программе в Калифорнии. 66% наших клиентов предпочитают именно групповые программы с сопровождением, что вполне объяснимо, так как родители могут быть уверены, что их ребенок всегда под присмотром. В 2014 году мы организовали 15 групповых поездок детей в Великобританию, на Мальту, в Литву и Латвию. Любопытно, что в 2014 году наблюдался рост интереса к бизнес-курсам по изучению иностранных языков среди руководителей компаний, для которых в зарубежных школах предусмотрены эксклюзивные условия для учебы и проживания и отличный преподавательский состав с опытом работы в бизнесе.
 
Если на курсы можно поехать практически в любом возрасте и даже с начальным уровнем знания языка, то поступление в иностранную среднюю школу, колледж или университет – это более сложная процедура с определенными вступительными требованиями. Но именно продолжительная учеба за рубежом позволяет не только в совершенстве овладеть иностранным языком, но и получить престижный диплом, приобрести опыт работы и жизни в другой стране и стать более конкурентоспособным на мировом рынке труда. 
 
Согласно мировой статистике, более 30% иностранных студентов выбирают специальности из области общественных наук – бизнес и право, и все больше студентов отдают предпочтение учебным заведениям, входящим в Топ-100 в мире. Если же рассматривать принимающие студентов страны, то, например, в США в 2013-14 годах большинство иностранцев выбрали университеты в Калифорнии, Нью-Йорке и Техасе, а наиболее популярными специальностями были бизнес и инженерия. В Великобритании среди иностранных студентов наиболее востребованы те же специальности, что и в США, а самыми привлекательными являются учебные заведения Лондона. 
 
Для кого-то получение зарубежного образования в долгосрочной перспективе – это возможность найти себя в другой стране, для кого-то – получить бесценный опыт и вернуться, чтобы реализовать себя на родине. Очевидно лишь то, что обучение за рубежом стало общемировым трендом, и что данная инвестиция окупается сполна.
 
Наталья Павлова
Руководитель Центра по вопросам образования за рубежом Streamline
( Streamline Education Agency)