Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Сергей Соловьев, Ольга Томашевская, TUT.by

Кто ваш руководитель – администратор, интегратор, предприниматель или производитель?

Проблема нехватки высококвалифицированных кадров становится в Беларуси все более серьезной и выводит на первый план вопросы, которыми большинство руководителей раньше интересовались мало. До недавнего времени белорусские предприятия делали ставку на финансы, оборудование и другие материальные ресурсы. Теперь стало очевидно, что все это не дает качественной отдачи в отсутствие талантливых специалистов. Поэтому руководители передовых компаний все больше внимания стремятся уделять людям, которые у них работают. Далеко не все из них могут осуществить индивидуальный подход к каждому работнику. Впрочем, это не всегда необходимо: дело в том, что все мы принадлежим к определенным человеческим типам. Зная особенности каждого из них, легче организовать эффективную команду и избегать конфликтов внутри нее.

На какие же типы можно разделить менеджеров, специалистов и руководителей компаний? Об этом в интервью порталу TUT.by рассказал научный руководитель квалификационных программ по менеджменту Бизнес-школы ИПМ Сергей Соловьев.

 
- Для чего необходимо определять психологические типы людей, работающих на предприятии?
 
- Довольно часто говорят, что система управления не зависит от того, кто является руководителем. На самом деле это не так. Руководителям не чуждо ничто человеческое, и многие их решения обусловлены особенностями характера. Несложно заметить, что одни руководители любят принимать решения интуитивно и быстро, другие стремятся рассчитать все до мелочей. Некоторым важно, как их действия будут восприняты в коллективе, другим это абсолютно не интересно, потому что им необходимо добиться результата любой ценой.
 
Напомню, что разделение людей на разные типы началось давно. Еще в Древней Греции говорили о четырех темпераментах – сангвиниках, холериках, флегматиках, меланхоликах. Классическая современная психология также изучает типы личности, причем делает более подробное разделение – некоторые школы насчитывают 16 и более типажей. Но для повседневной работы столь серьезное углубление в проблему не обязательно. Современный менеджмент использует классическое разделение на четыре типа, которое со времен Древней Греции претерпело определенные изменения. Речь идет о технологии, разработанной доктором Ицхаком Адизесом на основе опыта его консультирования различных компаний.
 
- На какие типы делятся менеджеры и специалисты согласно этой методике?
 
- Первый из типажей в переводе с английского мы называем производитель. Это человек, очень четко нацеленный на результат и любящий работать интенсивно. Ему нравится все время быть занятым, он не боится работы. Оговорюсь, что каждый тип помимо положительных черт обладает и отрицательными. В случае производителя, если его качества выражены чрезмерно, окружающие могут считать его грубым и нечувствительным.
 
Второй тип, администратор, ориентирован на соблюдение процедур, очень внимателен к деталям, к мелочам. Это идеальный специалист по контролю, бухгалтер, сотрудник отдела планирования. Он сам соблюдает правила и требует их соблюдения другими. Если черты администратора в человеке проявляются слишком сильно, его могут воспринимать как бюрократа, как человека, который видит одни проблемы и при этом не видит возможностей.
 
В своем роде противоположностью ему является тип, которого в методике Адизеса называют предпринимателем. Такой человек, напротив, видит возможности везде, он способен генерировать идеи, открыт всему новому и охотно занимается новыми проектами и направлениями. Но при этом он может не замечать совершенно очевидных для другого угроз, а свои проекты может бросать на полпути, если потеряет к ним интерес.
 
И последний, четвертый, тип – это интегратор. Для него важны мысли и чувства других людей, он стремится к гармоничным отношениям с окружающими. Руководитель такого типа заинтересован в развитии и обучении персонала, в создании приятного климата в коллективе. Однако некоторым из таких людей бывает сложно принимать решения, поскольку они хотят учесть мнение каждого в коллективе и боятся кого-нибудь обидеть. Отрицательное выражение черт интегратора может выражаться в том, что он будет использовать свои знания о людях для того, чтобы заниматься интригами.
 
- Какой из этих типов является наиболее полезным для организации?
 
- Я считаю неверным ставить вопрос таким образом. Каждый из перечисленных типов в чем-то силен, но при этом имеет и слабые стороны. Другими словами, каждый из них лучше выполняет определенные функции. Чтобы компания работала успешно, ей необходимы люди всех четырех типов, которые будут дополнять друг друга. Если какой-то из типажей будет отсутствовать, рано или поздно начнутся проблемы.
 
- Легко ли обычному человеку сориентироваться и понять, к какому типу относится, к примеру, его руководитель, и общаться с ним исходя из этого?
 
- На самом деле для того, чтобы сделаться мастером таких коммуникаций, нужно долго учиться. Но даже освоив эту теорию на базовом уровне, можно на 80% снизить риск конфликтов в коллективе. Когда понимаешь, кто находится перед тобой, гораздо легче найти верные аргументы для того, чтобы убедить коллегу или начальника принять ту или иную идею. Для этого достаточно быть просто внимательным к деталям, к реакциям своего собеседника.
 
- Как вы считаете, почему до сих пор белорусские компании мало учитывали в своей работе человеческий фактор?
 
- На это есть несколько причин. Белорусский бизнес довольно молодой, и многие компании находятся на этапе бурного роста. В этот период многие просто не успевают задумываться о людях. Но ведь даже в развивающихся компаниях взаимоотношения бывают критически важны для достижения успеха. К примеру, в IT-бизнесе, где для выполнения каждого конкретного проекта создаются новые команды, которые будут работать гораздо более эффективно при учете личностных особенностей входящих в них людей.
 
Кроме того, психологические особенности человека часто не учитываются в компаниях, которые считают своей первостепенной задачей инвестирование в станки и оборудование. Но сегодня ситуация такова, что делать ставку на большое количество неквалифицированных рабочих может лишь незначительная часть предприятий. Практически любой компании необходимы ключевые сотрудники, которые обладают уникальными навыками. В целом, чем выше квалификация сотрудников требуется предприятию, тем больше внимания требуется уделять психологическим аспектам работы с людьми.