Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Партнерское соглашение или откровенный разговор с собой

Сегодня необходимо научиться быть не только профессиональным собственником бизнеса, но и быть эффективным партнером самому и требовать эффективного партнерства от других.

Александр Степановский

Несколько лет назад я честно признался себе, что 20 лет «продавал» Клиентам не то. «Продавал» уставы, хорошие на мой взгляд, но без детальной проработки отношений учредителей. Это никому было не нужно. А нужно было быстро зарегистрировать компанию и вперед – деньги зарабатывать. Все остальное – потом решим. Кстати, с той поры мало что поменялось. В итоге такой подход оказался бомбой замедленного действия, которая через 5-10 лет привела к конфликтам между учредителями, великое множество которых мы сейчас наблюдаем. Распадаются даже партнерства, которые просуществовали более 15 лет! В этой связи мне сразу вспоминается конфликт двух известных наших бизнесменов, которые проработали вместе более 17 лет, но с 2012 года «сражаются» за активы друг с другом в судах различных инстанций до сегодняшнего дня. И причиной конфликта послужило отсутствие четкого распределения прав по распоряжению деньгами и, в конечном итоге, потеря доверия друг к другу. 

Этот год выдался «урожайным» на заключение партнерских соглашений. Нет, не только потому, что, наконец, это понятие «узаконили». В законодательстве теперь имеются такие понятия как «акционерное соглашение» и «договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью». Мне представляется, что люди бизнеса стали понимать, что в основе любой деятельности лежат отношения. И очень важно «свести» «картинки о бизнесе» каждого из партнеров в одно общее полотно. В этом и состоит главная задача партнерского соглашения. 
 
Недавно мне позвонил наш очень давний Клиент и попросил помочь составить партнерское соглашение с «молодыми дарованиями», с которыми он хочет «сделать новый бизнес». Встреча и обсуждение различных условий сотрудничества была очень долгой и плодотворной, как мне показалось. Но сразу после встречи мне позвонил Клиент, и сказал, что эта встреча помогла ему разобраться в ситуации, и что эти люди не подходят в качестве партнеров. Поэтому никакого нового бизнеса с ними он начинать не будет. Что ж, это тоже отличный результат, как минимум, - экономия на будущих расходах, связанных с потенциальным корпоративным конфликтом партнеров.
 
Сколько стоит ваш бизнес? Сколько стоит ваша доля? Как мы будем делить наши деньги? Это самые важные и болезненные вопросы любых бизнес-отношений. Прежде чем обсуждать партнерское соглашение, почитайте литературу, изучите вопрос, как определяется стоимость вашего бизнеса. Кроме того, что установлено законодательством, существует еще множество способов оценки бизнеса, которые можно включить в соглашение.  
 
Партнерское соглашение – это документ, составленный партнерами, поскольку именно партнеры будут «жить» по этому документу. Юристы скорее помогут записать те условия, правила, принципы, на которых строится партнерство. Если кто-то из юристов вам обещает сделать «лучшее партнерское соглашение» - не верьте. Лучше, чем вы сами никто не сможет определить, по каким правилам будет жить ваше партнерство и работать ваш бизнес. Одно из первых соглашений, которое я подготовил, было с бизнесменами, у которых несколько разных бизнесов, и работают они вместе с 90-х годов. Мне очень повезло, поскольку между ними есть настоящее доверие, а это очень здорово облегчает работу над соглашением. Люди не боятся обсуждать самые сложные вопросы. И именно такие обсуждения, если партнеры «открываются», еще больше укрепляют отношения и доверие между партнерами.
 
Один из Клиентов в шутку сказал мне: «Сегодня я три часа рассказывал вам чего я хочу, и после этого я еще должен быть доволен уровнем сервиса и стоимостью ваших услуг!» Но в каждой шутке есть только часть шутки, остальное правда. 
 
Партнерское соглашение – это, прежде всего, возможность «поговорить с собой». Определить, что важно, чего ты хочешь достичь сам, а потом вместе с партнерами. Очень часто, задавая вопрос Клиенту чего он хочет достичь, заключив партнерское соглашение, внятного ответа не получаешь. Приходится тратить часы на то, чтобы хоть как-то определить позицию партнеров на тот или иной вопрос. Поговорите с собой, прежде, чем начать работу над партнерским соглашением.
 
Партнерское соглашение – опасный документ. На моей памяти уже есть несколько случаев, когда партнеры, начав обсуждение стоимости компании или других условий, приходили к концу своих взаимоотношений. Решая вопрос о начале подготовки соглашения помните о врачебном правиле – не навреди. Возможно, что с учетом характера и истории взаимоотношений с партнерами ничего менять и не нужно – иначе все рассыплется в прах. Спросите своих партнеров, готовы ли они обсуждать сложные вопросы о деньгах, о ролях в бизнесе, о принятии решений. 
 
И в этом деле без «посредника» вам не обойтись. Посредник нужен, чтобы задавать «неудобные» вопросы, которые партнеры боятся задавать друг другу. Нет пророка в своем отечестве. Я всякий раз вспоминаю эту фразу, поскольку очень часто партнеры не слышат друг друга или не хотят это делать, хотя предлагаемые ими идеи заслуживают самого тщательного внимания. И посредник как раз может донести позицию партнера остальным партнерам.
 
В конце концов, партнерское соглашение – это путь к цивилизованному разводу партнеров, где стороны четко определили подходы к этому процессу.
 
Но это уже совсем другая история…
 


20 - 21 сентября в Минске пройдет курс «Бессмертие вашего бизнеса и капитала» с участием Александра Степановского.