Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Маркетинговый анализ сегодня

«Где же это все происходит?» - спросите Вы. И вопрос попадет «в точку». Осознание серьезности и необходимости маркетинговой аналитики пока пришло далеко не в каждую белорусскую компанию. Безусловно, крупные международные корпорации, представительства которых открыты в нашей стране, не мыслят своего существования без фундаментального подхода к маркетингу, и в рамках этой концепции нанимают маркетологов-аналитиков и формируют целые отделы, занимающиеся аналитикой. Что же касается белорусских компаний, то, как показывают практика и реалии современного белорусского бизнеса, аналитика и маркетинговая аналитика (что на самом деле далеко не одно и то же) используются пока еще достаточно редко.

Маркетинговый анализ

Так почему же упрямая статистика гласит не в пользу отечественных компаний?

Причин, на самом деле, несколько:

Во-первых, собственники компаний, топ-менеджеры и специалисты часто не знают что такое маркетинговый анализ и с чем его «едят». Конечно, следует отметить, что не все собственники и руководители являются приверженцами цифр и любителями работать с ними.

Во-вторых, существует недостаточность на рынке специалистов в области маркетингового анализа, способных грамотно построить комплексную систему анализа, выстроить логические цепочки, обеспечить квалифицированное разъяснение складывающейся ситуации, что часто подтверждается сотрудниками рекрутинговых компаний. Конечно, по информации от специалистов кадровых агентств, спрос на подобных специалистов был, есть и будет только расти. НО! На грамотных специалистов!

В-третьих, иногда на предприятиях автоматизированы лишь отделы бухгалтерского учета и выписка документов на отгрузку продукции, а отделы маркетинга, в лучшем случае, могут использовать стандартные офисные приложения (и то, если умеют). Но даже на тех предприятиях, где и существует «серьезное» программное обеспечение, нет навыков использования возможностей, которые оно предоставляет.

В-четвертых, бытует также мнение, что на применение процедур комплексного маркетингового анализа могут ориентироваться лишь крупные компании, холдинги, представительства западных корпораций по причине высокой стоимости и значительных временных затрат на разработку системы.

И, наконец, есть также опасения, касающиеся возможности выполнить самостоятельно все шаги по построению комплексной системы маркетингового анализа, а также вопросов применения полученных в результате ее использования данных.

Маркетинговый анализ

Для того, чтобы подчеркнуть важность затронутых вопросов, необходимо также обратить внимание на результаты исследований, регулярно публикуемых GIA. Так вот, опросы, проводимые среди собственников, руководителей и специалистов компаний, опирающихся на комплексные системы маркетингового анализа и тех, кто любит действовать большей частью на основе собственной интуиции, показывают, что последние значительно проигрывают первым. Если же, как и положено в маркетинговом анализе, опираться на цифры, то результативность принимаемых решений может отличаться даже в разы….

Маркетинговый анализ

Конечно, стоит также обратить внимание и на тренды, складывающиеся в экономике XXI века. Перечень их небольшой, но значимость каждого из них очень велика. Итак,

1. Существующая сегодня высокая скорость изменений, происходящих в окружающем компанию мире, требует постоянного мониторинга складывающейся ситуации и изменений, что подвластно крупным компаниям, но уже существуют технологии, позволяющие и небольшим организациям анализировать подобную информацию.

2. Глобализация экономики может даже оставаться без дополнительных комментариев по причине ощущения компаниями влияния появившихся на нашем рынке серьезных и мощных игроков, но влияние ее неоспоримо и часто очень значительно для предприятий разной величины.

3. Применение информационных технологий во многих сферах жизни предоставляет дополнительные возможности для развития, но требует также их учета в деятельности компаний, не только в виде использования электронной почты или размещения авторизированных страниц на Facebook.

4. Наблюдается все большее обострение конкуренции во многих отраслях. Конечно, по оценкам специалистов, для нашей страны уровень влияния конкурентной среды на деятельность компаний еще не так высок, как, например, для европейских стран, но как показывает время, конкуренция обостряется все больше и больше.

5. Учитывая все вышеперечисленные тренды, а также понимая, что принятие решений только на основании интуиции (как часто и делают некоторые руководители белорусских предприятий и что крайне редко позволяют себе собственники и топ-менеджеры крупных компаний, холдингов и представительств иностранных корпораций в нашей стране) ведет еще и к тому, что невозможно оценить представляющиеся на рынке возможности. Следует отметить, что существует еще и недостаточность оценки рисков и контроля возникающих сложностей.

Маркетинговый анализ

А ведь задачи современного маркетинга очень четко обозначаются собственниками и руководителями серьезных компаний, ориентирующихся достижение поставленных целей, применяющих современные инструменты маркетинга. Это и выявление возможностей и угроз, четкое понимание собственных сильных и слабых сторон, ориентированность не только на сохранение клиентской базы, но и на желаемый финансовый результат (к сожалению, некоторые специалисты в области маркетинга иногда забывают о том, что маркетинг уже давно стал финансовоориентированным). Маркетинг сегодня также должен работать в режиме реального времени, он уже давно стал более технологичным, ориентированным не только на качественные оценки, но и на применение количественных характеристик, различных инструментов и моделей, что и позволяет руководителям серьезных компаний оперативно принимать грамотные и взвешенные решения. Часто специалисты опираются также и на мнение известного японского ученого в области стратегического развития Кеничи Омае, которое гласит, что экономика XXI века характеризуется «господством математических коэффициентов и показателей», что лишь подчеркивает важность всего сказанного ранее.

И вот теперь, когда все важные аспекты и тренды перечислены, целесообразно снова вернуться к вопросу, который прозвучал: так что же такое маркетинговый анализ и для каких целей он предназначен? Очень хорошо отражает концепцию маркетингового анализа недавно опубликованное определение, принадлежащее российским ученым «Концепция маркетингового анализа – это совокупность аналитических процедур, необходимых для поддержки маркетинговых решений, направленная на получение устойчивых экономических результатов и снижение риска невостребованности продукции».

Рассматривая приведенные факты, тенденции и особенности развития, следует обратить внимание на то, что только опора на аналитику как на основу для конкурентного преимущества может сегодня позволить компаниям уверенно действовать на рынке. А возможность оптимизировать маркетинговые решения будет хорошим в этом подспорьем. Вопрос подготовки кадров, безусловно, остается важным и сложным, но ведь найм подготовленных специалистов может заменяться на различные варианты подготовки собственных сотрудников, уже доказавших свою лояльность, грамотность и желание развиваться.

Построение системы комплексного маркетингового анализа на предприятиях, использование полученных с ее помощью результатов как раз и предполагает рассмотрение различных вариантов действий для того, чтобы учитывая современные тренды и течения в окружающей среде использовать возможности для обеспечения устойчивости бизнеса, достижения поставленных целей с наименьшими, а на самом деле оптимальными затратами ресурсов.

Маркетинговая аналитика сама по себе стратегией, конечно, не является, но её использование для оптимизации определенных направлений в деятельности предприятий независимо от размера бизнеса, конечно, может представлять собой стратегию. Те, кто опирается на результаты маркетинговой аналитики, стараются систематически устранять из своей деятельности элементы неопределенности и догадок.



Понравилась статья? Хотите получать свежую аналитику и материалы по маркетингу раз в неделю? Подписывайтесь на наш Еженедельный дайджест Школы маркетинга.

Следите за обновлениями в социальных сетях Facebook, Linkedin, Twitter, Вконтакте.


Выберите ваш курс сегодня и станьте лучше ваших конкурентов!

21.12 Маркетинговые исследования. Маркетинговый анализ.
16.03.2017 Маркетинг-профессионал
31.03.2017 Профессиональный диплом по маркетингу