Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Маркетинговый анализ как инструмент развития бизнеса

По результатам масштабных исследований международных организаций (Deloitte, GIA) роль маркетингового анализа с каждым годом только повышается. Все большее число квалифицированных специалистов задаются вопросом о ситуации, изменениях, которые происходят на рынке, стараются сначала подумать и взвесить свои решения, особенно в условиях ограниченности маркетинговых бюджетов. К счастью, доля таких специалистов растет, хотя и очень-очень медленно. Спрос на маркетологов-аналитиков тоже. 

О важности маркетингового анализа в жизни компании мы беседуем с К.э.н., Бизнес-тренером МВА, Консультантом в сфере маркетинговых исследований и маркетингового анализа Эдуардом Чурлеем.
 
Эдуард Чурлей
 
- Эдуард, а как обстоят дела в белорусских компаниях, занимает ли маркетинговый анализ большое место в планировании их деятельности.
 
Маркетинговые исследования и маркетинговый анализ увеличивают свое влияние. Грамотные собственники и руководители организаций, особенно прошедшие обучение на серьезных магистерских программах, хорошо понимают, что в ситуации роста конкуренции, усиления влияния макро-факторов, роста потребительских капризов, одним из немногих способов не только для выживания компании, но и уверенного движения вперед, может быть постоянная и точная оценка ситуации. Главным способом такой оценки были и будут маркетинговые исследования и маркетинговая аналитика. 
 
Компании, основательно подходящие к процессу планирования, основывают его на результатах системного сбора информации. Это неоднократно доказано результатами многочисленных исследований, а также анализом деятельности лидеров рынка, изучением нюансов управления сильных руководителей, личным опытом на различных проектах. 

- Применение каких методик, на ваш взгляд, наиболее важно при "запуске" нового проекта?
 
На мой взгляд, при запуске нового продукта необходимо очень четко понимать для кого предназначен этот продукт и какую потребность Клиента (не важно в B2B или в В2С сфере) он будет удовлетворять и каким образом. Также необходимо попробовать сформировать портрет Клиента для того, чтобы найти подходы к нему кратчайшим путем. 
 
Сегодня на рынке представлено множество продуктов и услуг «для всех». При текущем, все возрастающем уровне конкуренции, производство таких продуктов и услуг может быть достаточно опасным и дорогостоящим удовольствием.
 
Даже первичные, базовые сведения о складывающейся на рынке ситуации, получаемые при помощи маркетинговых исследований и маркетинговой аналитики,  могут очень серьезно помочь производителям в понимании что же все-таки стоит предлагать, кому, где, как и сколько это может стоить.  
 
- Хорошо, если с ролью маркетингового анализа для новых направлений или продуктов все понятно, как быть с работающими направлениями, уже существующими продуктами, необходимо ли применять маркетинговый анализ? 
 
Ни новые, ни «старые» продукты и услуги компании, рынки, территории, каналы, способы коммуникации и Клиенты не могут остаться без внимания. Это связано в первую очередь с тем, что ресурсы компании сегодня очень серьезно ограничены, ситуация изменяется достаточно быстро, следовательно, реагировать необходимо тоже быстро. В текущих условиях победителем становится самый оперативный игрок на рынке. 
 
Скорость реакции в нынешних условиях всегда базируется на точной, полной и своевременной информации, как качественного характера, так и количественного.
 
- Планируя маркетинговый анализ, с какой методики советуете начинать, все ли применять или достаточно будет одной-двух?
 
Мой опыт работы в сфере маркетингового анализа неоднократно показывал, что, прежде всего, необходимо четко понимать цели и задачи проведения исследовательских и аналитических работ на предприятии любой формы собственности, вида экономической деятельности и любого размера. Также очень важным моментом является заинтересованность не только специалистов в выполнении подобных работ, НО! и собственника и/или руководителей. А еще, необходимо очень хорошо понимать, кто и как собирается использовать результаты этих важных и необходимых сегодня действий.