Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Александр Капустин, специально для тренингового портала "Аспект"

Александр Капустин: Идея непрерывного обучения в белорусском обществе только формируется

Дистанционное обучение каждый год называют чуть ли не главным трендом бизнес-образования, однако в Беларуси большого движения в этой сфере не наблюдается. О том, когда можно ждать на нашем рынке полноценные дистанционные программы, в чем их преимущество и актуальность для нашей страны тренинговому порталу «Аспект» рассказал Александр Капустин, заместитель директора, разработчик и руководитель программ по развитию дистанционного обучения Бизнес-школы ИПМ.

- Дистанционное образование называют одним из основных трендов развития бизнес-обучения, да и в целом системы образования. Актуально ли это для Беларуси?
 
- Это мировой тренд уже как минимум лет десяти. Да и вообще с развитием новых технологий дистанционное образование каждый раз получало мощный импульс, начиная с сети железнодорожных сообщений, затем телевидения, персональных компьютеров, интернета, а сейчас - с появлением мобильных устройств. Уверен, что в набирающем сейчас популярность создании виртуальных миров дистанционное обучение тоже найдет свое отражение.
 
Как правило, когда говорят о дистанционном образовании, подразумевают, что это территориально распределенная модель, т.е. обучаемые достаточно сильно рассредоточены географически. И в этом случае, для Беларуси такая модель неактуальна, т.к. наша страна очень компактная. Но это однобокий взгляд. 
 
На мой взгляд, актуальность дистанционного обучения для Беларуси обусловлена прежде всего тем, что мы – страна с ресурсной экономикой. Нам надо активно развивать так называемую экономику знаний, использовать усовершенствованные технологии для того, чтобы мы могли производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. А знания, которые мы можем получить, позволят сократить этапы пути и интегрироваться в мировую экономику. Используя экономику знаний, мы можем совершить технологический скачок. 
 
К тому же для нас особую актуальность имеет не столько дистанционная модель, сколько непрерывное обучение - «Lifelong learning». 
 
- Но на данном этапе в Беларуси этот вид обучения не так востребован и популярен, как в общемировой практике почему?
 
Основную причину большинство тех, кто занимается развитием дистанционного обучения, видят в конечном потребителе: обучаемые имеют очень низкую мотивацию к обучению, а этот формат подразумевает большое количество самостоятельной подготовки. Но этому есть простое объяснение: сама идея непрерывного обучения в белорусском обществе только формируется. Для нас образование долгое время было неким конечным продуктом: для подавляющего большинства с окончанием института обучение заканчивалось. А для успешного внедрения дистанционного обучения в практику необходима заинтересованность всех сторон. 
 
Еще одна причина: другая заинтересованная сторона – преподаватели – отчасти не готовы внедрять информационно-коммуникационные технологии в обучающий процесс. Дистанционная форма не появляется сразу: для того, чтобы создать курс, надо пройти определенные этапы, например, апробирование. Преподаватель должен изучить инструменты, попробовать сделать в рамках своего курса, постепенно внедрять эту технологию. И только когда у него уже будут сформированы необходимые навыки, он сможет создать полноценный качественный дистанционный курс. 
 
Проблемной зоной является и то, что в Беларуси отсутствует законодательная база, поддерживающая дистанционное обучение. Его приравнивают к заочному.  Что собственно делают многие люди, считая дистанционное обучение обновленной формой классического заочного. Хотя на самом деле это в корне не так. 
 
И еще одна проблема на пути развития дистанционного обучения в Беларуси по сравнению с мировым – это языковой барьер, подавляющее большинство существующих дистанционных программ обучения англоязычные.
 
- Однако в мировой практике иначе, так в чем главные преимущества дистанса?
 
- Как правило, дистанционную модель сравнивают с очным обучением. Очное – это определенный стандарт, унифицированный учебный план для всех. И у всех один и тот же темп изучения. Дистанционное – в большей степени персонализированное обучение, обучаемый может составить свой учебный план, и следовать ему исходя из своего ритма, встраивать его в свое расписание и получать новые знания в более удобном формате. 
 
Преимуществ у этого формата много: это и быстрое внесение изменений, и дистанционная программа лучше адаптируется, легко собирается - как конструктор «Лего», может состоять из модулей и это позволяет четко подстраиваться под специфику заказчика. 
 
- По вашему мнению, в каких сферах бизнеса «дистанционка» будет наиболее востребована и эффективна?
 
На мой взгляд, она может быть использована везде: от сферы искусств до социальных наук. Все зависит от того, в какой степени дистанционная модель интегрирована в эту программу. Бизнес-сфера может быть охвачена практически полностью. 
 
Когда мы говорим об интеграции дистанционного обучения ключевым фактором является эффективность. Мировой опыт показывает, что 100 % дистанционны формат не всегда приемлем и эффективен. 
 
Бизнес школа ИПМ очень требовательна к качеству образовательных продуктов. Прежде чем использовать в полной мере новую методику или технологию, мы предварительно апробируем отдельные элементы на малых группах, в течение определенного времени. И только после получения устойчивой положительной обратной связи целиком внедряем ее в работу. Аналогично и с дистанционной моделью обучения. Ряд элементов дистанционной модели обучения мы опробовали. Причем как показала практика та или иная технология должна быть уместна для применения. 
 
- Расскажите, пожалуйста, о программе по развитию дистанционного образования, которую проводит Бизнес-школа ИПМ.
 
- Наш проект называется «Развитие дистанционного бизнес-образования в регионах Республики Беларусь». Мы не просто создаем программы, в рамках этого проекта мы еще изучаем мировой опыт: как подобные проекты внедрялись в Америке, Европе. В рамках проекта будет проведено национальное исследование по потребности дистанционного обучения в сфере бизнес-образования. На основе данного исследования мы составляем техническое задание. 
 
Параллельно с исследованием, мы формируем сеть преподавателей в регионах, с которыми будем активно работать по созданию дистанционных программ. Мы ищем активных преподавателей, интересующихся данной моделью обучения и готовых работать в данном направлении. Даже если у них нет опыта, мы берем на себя обязанность обучить их данной технологии. Причем обучить - не просто создать дистанционную программу, а и поддерживать ее в течение всего жизненного цикла. 
 
- Уже прошел отбор участников проекта? Какие направления они представляют?
 
- Мы провели предварительный отбор преподавателей, с которыми начнем работать по созданию дистанционных программ бизнес-тематики. Всего 25 человек, из них 15 из регионов, - как правило, это представители бизнес сообществ, активные преподаватели вузов. При отборе мы не просто просматривали резюме, а анализировали их мотивационные письма, изучали их опыт. 
 
У нас не было цели отобрать только тех, кто уже работает с дистанционным обучением. Причем мы не останавливаем работу по привлечению новых преподавателей. Это всего лишь начало. Нам нужны были люди «с горящими глазами», которые будут способны смотреть на обучаемых не как на чашу, которую надо заполнить знаниями, а как на факел, который нужно зажечь и поддерживать огонь в течение всего времени обучения.
 
- Для отобранных тьюторов обучение будет бесплатным?

- Да, полностью, им будут компенсированы также и затраты на проезд, питание, проживание.
 
- Есть ли предварительные результаты проводимого исследования?
 
 - В результате работы первых фокус-групп мы выделили темы, которые будем продвигать в дистанционном формате: 
  • «Менеджмент», поскольку большинство компаний испытывает дефицит в квалифицированных управленцах;
  • «Маркетинг», что очень актуально для Беларуси сегодня;
  • «Продажи», т.к важно не только выпускать продукцию, но и правильно ее продавать;
  • и «Логистика», что тоже очень важно для Беларуси в силу особенностей географического положения и не только.
По предварительным результатам вырисовывается многоступенчатая модель программ, по пирамиде: для начинающего, для среднего звена и для топ-руководителя.  По наполнению программ сейчас идет интенсивная работа, совместная с научными руководителями программ и  тьюторами.
 
При этом мы не говорим о 100 % дистанционных программах. Все разрабатываемые программы будут иметь формат Blended Learning (смешанное обучение).  Это смесь синхронного и асинхронного обучения, с применением различные апробированных Бизнес школой методик, в течение нескольких лет.
 
- Когда можно ждать первые подготовленные программы?
 
- Учитывая то, что у нас есть опыт, т.к. тему дистанционного обучения мы развиваем лет пять, первый продукт должен появиться в сентябре следующего года. К тому же мы не только создаем образовательные продукты, мы работаем и над специализированной платформой, которая бы позволила накапливать опыт, наладить систему взаимоотношений между преподавателем и обучаемым, дать обучаемым удобный инструмент. 
 
- Спасибо, Александр!