Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Владислав Толкач, специально для gomel.today

Эксперт: «Я за то, чтобы у каждого человека в трехлитровой банке под яблоней лежала десятая часть его годового дохода»



30 и 31 марта в Гомеле Бизнес-школа ИПМ проведет двухдневный семинар «Финансы. Прикладной курс для нефинансовых менеджеров». Мы поговорили с преподавателем семинара Владиславом Толкачом.

Зарегистрироваться на семинар и узнать подробности можно по этой ссылке.

Влад, вы являетесь одним из лучших в нашей стране специалистов по управлению финансами. Но доступ к вам есть только у финансовых директоров или других специалистов, которые пришли на обучение. А вот пришел человек с работы, раскрыл газету, посмотрел новости по ТВ, зашел на пару сайтов в Интернет, но как-то не до конца понял финансовые новости. Что делать такому человеку, чтобы понять?

Есть три вида «финансов» — личные, корпоративные и государственные. О личных мы разговариваем с женой, когда планируем бюджет поездки в отпуск. С корпоративными финансами мы сталкиваемся на работе, когда, к примеру, принимаем решение о ценах, скидках и условиях оплаты. Государственные финансы нас тоже интересуют — налоги, пенсии, инфляция, курсы валют, девальвация. В общем, есть ряд финансовых вопросов, актуальных как на уровне домохозяйства, так и на уровне компании или страны в целом. На всех уровнях мы составляем бюджеты, снижаем затраты, принимаем решение, брать деньги в долг или нет. Но есть ряд специфически «государственных» вопросов — курсы валют, уровень инфляции, ставка рефинансирования.

Разбираться во всем этом можно по-разному — читать книжки или интернет-ресурсы, общаться с умными людьми. Книжки, написанные на эту тему, обычно очень скучные, поэтому лично мне больше нравится общение с умными людьми.

Или вот, например, пришел тот же человек на следующий день на работу. А он менеджер в отделе логистики или продажами занимается. И хочется ему понимать не только то, за что он отвечает, но и откуда у компании прибыль, какая у компании структура затрат, ну и другие умные термины. Что ему делать? Куда идти? Какие минимальные финансовые знания необходимы нефинансовым специалистам?

Думаю, в абсолютном минимуме (топ-5) должны быть следующие позиции:

  1. Понимание всех возможных причин возникновения очень распространенной ситуации — «прибыль есть, а денег нет»; на так называемые кассовые разрывы влияют самые разные подразделения и если нефинансовые менеджеры понимают систему в целом, то финансовому директору гораздо легче управлять деньгами компании;
  2. Понимание того, что $100, которые мы держим в руке уже сегодня, это больше, чем $100, которые у нас предположительно будут в руках завтра и гораздо больше, чем $100, которые мы, наверное, будем держать в руках послезавтра (финансисты это называют стоимостью денег во времени);
  3. Понимание того, что, как правило, доходность и риск увязаны между собой прямой зависимостью, а предприниматель обменивает свои риски на прибыль. Как говорил Остап Бендер Александру Корейко: «Интересный вы человек, Александр Иванович — с таким счастьем и на свободе!»;
  4. Понимание всех плюсов и минусов затрат постоянных (когда мы инсорсим какую-то функцию внутрь компании или вешаем к себе на баланс тот или иной актив) и всех плюсов и минусов затрат переменных (когда мы тут или иную функцию аутсорсим или вешаем этот актив на баланс нашего поставщика);
  5. Понимание того, как формировать цену в условиях недозагрузки мощностей и как ее формировать, когда, наоборот, мощностей не хватает.

Как вы думаете: финансистом можно стать? Или им нужно родиться?

При желании и зайца можно научить курить. На мой взгляд, для работы финансистом особых талантов не нужно.

Белорусы вообще отличаются в управлении финансами от жителей других стран?

Один знакомый банкир, специализирующийся на потребительских кредитах, на вопрос, кто формирует целевую аудиторию его банка, дал очень четкий ответ — экономически безграмотная часть населения. Банк торгует дико дорогими кредитами и обещает дико выгодные депозиты. Лично мне их услуги не интересны, но часть граждан в любой стране готова покупать чайник якобы не под 72% в валюте, а за 13.000 рублей в месяц. Вопрос, в какой стране таких граждан больше, а в какой — меньше.

На мой взгляд, белорусы отличаются от соседей на востоке и на юге по 3 пунктам:

  • Считают свой финансовый результат не в рублях или гривнах, а в долларах или евро. И, я полагаю, это правильно!
  • Меньше, чем соседи, склонны размещать свои сбережения в сомнительные финансовые пирамиды;
  • Меньше, чем соседи, склонны брать дорогие кредиты и вообще жить в долг.

В какой стране, на Ваш взгляд, лучше всего построена система управления финансами у предприятий? Есть нам что перенять?

Я лично уже 15 лет сотрудничаю с партнерами из Германии. Есть такое образовательное учреждение в Мюнхене — Controller Akademie. И на ежегодном всегерманском форуме CFO выбирают лучшего финансового директора страны. Так вот, в прошлом году им стал финансовый директор футбольного клуба Borussia Dortmund.

С точки зрения необходимости зарабатывать прибыль, футбол — это очень сложный бизнес. Не так много в мире клубов, которые соблюдают принципы финансового fair play и при этом выигрывают титулы. Можно выигрывать титулы, но работать с отрицательным финансовым результатом (быть на содержании у богатенького «папика»). А можно не тратить больше, чем зарабатывать, но хронически не выигрывать ничего. В Германии большинство футбольных клубов — прибыльны. При этом на уровне клубов мюнхенская «Бавария» регулярно борется за победу в Лиге Чемпионов, а на уровне страны Германия — чемпион мира.

В общем, немцы хорошо управляют финансами. Может быть, кто-то управляет финансами еще лучше, но лично у меня большого опыта работы с другими иностранными партнерами нет — сложно сравнивать.

А у частных лиц? Среди наших читателей наверняка есть такие, у которых, несмотря ни на что, остались деньги. Что вы посоветуете с ними делать? Куда нести? Или лучше по-старинке: дома под подушкой?

Я за то, чтобы у каждого человека в трехлитровой банке под яблоней лежала десятая часть его годового дохода. Есть компании, которые этот принцип соблюдают на корпоративном уровне (соотношение размера располагаемых денежных средств и годового оборота составляет 10%). Это — очень консервативный принцип. Наверное, он очень спорный, но лично мне нравится.

Вернемся к бизнесу. Есть мнение, что кризис — это самое удачное время для развития. Какие вы можете посоветовать инструменты или дать рекомендации?

Держать перед глазами картинку с двумя лягушками — утонувшей и выкарабкавшейся. Стучать лапками однозначно надо. Может быть, удастся выкарабкаться. Но если при этом четко понимать своего клиента и затачивать свою бизнес-модель под конкретный портрет конкретного заказчика, то шансы выкарабкаться будут еще выше. В общем — понимать клиента и стучать лапками.

Ну, и напоследок, какие у вас, как у финансиста, есть пожелания к нашим читателям? Как финансовая грамотность может, например, помочь удачно выйти замуж?


Если удачным вариантом для замужества считать, к примеру, немца, то без финансовой грамотности в этой ситуации никуда. Мой немецкий товарищ с супругой (он — инженер, она — врач) ведут скрупулезный семейный учет всех доходов и расходов, кровью из проколотого пальчика подписывают бюджет на предстоящий отдых в Италии, принципиально не берут в долг (ни у мамы с папой, ни у друзей, ни у банков) и не держат на семейном балансе автомобиль (лишние постоянные затраты). В моем понимании, все вышеперечисленные действия — свидетельства финансовой грамотности. При этом личные отношения между ними очень доверительные и уважительные.