Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04

IT вносит в нашу экономику гораздо больший вклад, нежели в любой другой европейской стране

На вопросы бюллетеня IPM Review о причинах успеха белорусских IT-компаний на внешних рынках и о перспективах развития отрасли ответил Юрий Зиссер, основатель TUT.BY, председатель общего собрания участников ООО «Тут Бай Медиа».

 
-- Чем объясняются успехи белорусских IT-компаний на международных рынках и высокий спрос на их продукцию? 
 
-- Не считая географического расположения, единственное преимущество Беларуси на международных рынках – высокий уровень подготовки инженерных кадров. Не только программистов, а инженеров вообще. Исторически сложилось так, что после кончины СССР прекратили свое существование целые промышленные отрасли. Тысячи инженеров оказались на улице. Кто-то пошел торговать на рынок, а программисты стали работать на Запад. Ведь внутренний рынок программного обеспечения (ПО) у нас отсутствует, в то время как в мире потребность в услугах по разработке ПО намного превышает возможности разработчиков. В результате мы добились, я бы сказал, выдающихся успехов. Сегодня Беларусь занимает второе после Израиля место в регионе EMEA (Europe, the Middle East and Africa -- регион, включающий в себя Европу, Ближний Восток и Африку – ред.) по доходу от IT в терминах ВВП на душу населения. То есть IT вносит в нашу экономику гораздо больший вклад, нежели в любой другой европейской стране.
 
-- IT-бизнес включает в себя довольно широкий спектр разнообразных видов деятельности. Какие из них Вы бы отметили как наиболее перспективные? Можете ли Вы назвать компании, успехи которых, по Вашему мнению, являются наиболее впечатляющими?  
 
-- Самое перспективное сегодня – разработка ПО, а самый впечатляющий пример – EPAM Systems. Это первая белорусская компания, сделавшая IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже и котирующаяся на NASDAQ. В настоящее время компания оценивается примерно в 1 млрд долларов.
 
-- Чем, на Ваш взгляд, объясняется тот факт, что многие востребованные на международных рынках белорусские IT-компании совершенно неизвестны в Беларуси? 
 
-- Да, белорусские разработки используются всюду, кроме Беларуси.  У нас отсутствует внутренний платежеспособный спрос на ПО. Никто не хочет платить за программное обеспечение столько, сколько оно стоит. Нашим заказчикам все подавай бесплатно и вчера, а если есть малейшая возможность – «кинут». Весьма серьезно влияет и предубеждение по отношению к любым белорусским товарам и услугам. Характерный случай: корпорация «Галактика» (ИП «Топ Софт» -- ред.) внедряет системы управления предприятием по всему миру, особенно в России. А белорусские предприятия в это время внедряют импортные системы, оправдываясь якобы низким уровнем отечественных разработок, которые они на самом деле в глаза не видели. Хорошо помню, как в первые годы ругали TUT.BY, особенно свои же айтишники. Многие белорусы – мазохисты, у них в голове стереотип: раз белорусское – значит, барахло. Наверное, по себе судят. Но мир в отношении нашего IT так давно не считает. Белорусам невдомек, что они давно пользуются белорусским ПО, используя, например, Google Analytics, SAP и сотни других программ, приходящих к нам под западными товарными знаками. 
Плохо и то, что государственный сектор, потребляющий львиную долю ПО в Беларуси, находится на самообеспечении. Для него разработки ведут государственные проектные организации и избранные поставщики, там нерыночные отношения. А наши частники пока настолько мелки, что им чаще всего хватает бухгалтерских и складских программ.
 
-- Можно ли ожидать, что со временем белорусские IT-компании и их капиталы могут эмигрировать в другие страны?
 
-- Безусловно. Связано это с катастрофической нехваткой кадров. Белорусские программисты котируются на мировом рынке насколько высоко, что наши вузы давно перестали удовлетворять спрос и перестраиваются медленно. Еще одна проблема – масштаб нашей страны: в Индии с ее 1,2 млрд человек населения программистов гораздо больше, чем у нас. В Беларуси не хватает десятков тысяч программистов, поэтому белорусским компаниям приходится открывать филиалы в других странах. Хуже того, зарплаты наших программистов подтягиваются к западным, поэтому многие проекты делать в Беларуси становится нерентабельно. Уход неизбежен. 
Но не стоит грустить, потому что на смену низкомаржинальному заказному программированию приходит продуктовая модель, где рентабельность может достигать сотен и тысяч процентов, а обороты приближаются к миллиардным. Такие компании уже появляются. Яркий пример – Wargaming. Светлое будущее должно ждать exp(сapital) и SPORT.COM, которые уже сегодня зарабатывают очень приличные деньги.
 
-- IT-бизнес принимает довольно активное участие в белорусских Startup Weekends, в рамках которых авторы новых проектов имеют возможность привлекать инвестиционные ресурсы для их реализации. Какое значение такие мероприятия имеют для развития IT-сферы в нашей стране и как много на них презентуется хороших новых идей?
 
-- Если честно, за всю многолетнюю историю StartupWeekends в Беларуси я не инвестировал ни в один проект. Стартап-культура в Беларуси только зарождается, и предлагаемые инвесторам проекты обычно являются клонами популярных существующих. На каждый StartupWeekend приносят клоны «Одноклассников» под разными названиями. А зачем нужны клоны, когда есть оригиналы? 
Однако лиха беда начало. Начинающие предприниматели постепенно перейдут от копирования к изобретениям новых направлений. Поэтому я трачу свое время и буду тратить его и в дальнейшем на становление и развитие стартап-культуры в Беларуси, на обучение и бесплатное консультирование – так называемое менторство – молодых людей, увидевших возможность для старта собственного бизнеса, но не имеющих собственного опыта и не знающих, что и как делать дальше. Аналогичным образом поступают многие белорусские предприниматели.
 
-- Можно ли утверждать, что IT-сектор может являться базой для дальнейшего развития бизнеса в Беларуси?
 
-- Я исповедую именно такую идею. IT – это отрасль, которой наше государство не только не мешает, но и помогает. Вместо убыточного железного хлама, с натяжкой пригодного лишь для российского рынка, разработка информационных технологий становится локомотивом белорусского бизнеса, утверждая новое место Беларуси в международном разделении труда.