Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Ольга Андреева

Беларусь может не справиться с увеличением объемов транзита

Географическое положение Беларуси считается ее важным преимуществом, поскольку оно дает нашей стране возможность получать значительные доходы от транзита. По мнению экспертов, сегодня это преимущество используется не в полной мере. Мало того, существует риск, что Беларусь не справится с прогнозируемым в ближайшее десятилетие увеличением объемов  транзита.

Беларусь расположена между крупнейшим мировым рынком, каковым является ЕС, и крупнейшим поставщиком ресурсов – Россией. Такое положение можно назвать стратегическим. Сделать подробную оценку использования транзитного потенциала затруднительно, поскольку тема грузоперевозок в белорусской статистике далеко не всегда отражается системно и оперативно, к примеру, по многим важным направлениям последние данные относятся к 2010 году. В то время Белорусская железная дорога осуществляла 8,5% российских внешнеторговых железнодорожных перевозок. Автомобильный коридор оказался сильнее — на него пришлось 80% от всех российских перевозок. Правда, важный нюанс заключается в том, что доля белорусских операторов в этом потоке незначительна. Так, в 2010 году 16 млн. тонн российского автомобильного транзита через Беларусь было перевезено иностранными операторами,  белорусскими — в 4 раза меньше.
 
В целом, согласно разным оценкам, с 1995 года до настоящего времени торговые и транзитные потоки по направлениям Беларусь-Россия и Беларусь-ЕС выросли в 3-4 раза. Однако эксперты говорят о том, что возможности роста были использованы не в полной мере из-за сохраняющихся в Беларуси административных барьеров. «Существуют определенные искусственные барьеры, которые сдерживают рост транзитных грузопотоков. Среди них – некоторые аспекты таможенного законодательства, технические и инфраструктурные ограничения, особые требования к водителям транспортных средств и так далее. Степень влияния этих факторов вполне сопоставима с влиянием макроэкономической ситуации в регионе», -- заявил старший исследователь CASE Belarus Дмитрий Бабицкий на прошедшем недавно Кастрычніцкім эканамічным форуме.
 
Несомненно, ситуация в регионе и в первую очередь – в экономике России также оказывает значительное влияние на использование белорусского транзитного потенциала. Г-н Бабицкий рассказал: «Проведенные нами исследования показывают, что объем транзитных перевозок по автомобильным дорогам Беларуси зависит в первую очередь от совокупного платежеспособного спроса в России на товары, произведенные в ЕС или поступающие из других регионов мира через морские порты. Таким образом, рост ВВП России вызовет прямо пропорциональное увеличение объемов транзита через нашу страну в случае, если условия транзита не ухудшатся».
Но даже если развитие ситуации в российской экономике будет происходить по наихудшему сценарию, Беларусь может ожидать значительного увеличения транзита благодаря своему участию в Таможенном союзе и других интеграционных инициативах. По прогнозам экспертов, построенным на возможных сценариях макроэкономического развития России, объем транзитных перевозок через нашу страну до 2025 года может вырасти в 2-2,5 раза.
 
Казалось бы, хорошая новость. Но только если воспринимать ее отдельно от индекса сложности транзита. А он, исходя из расчетов, демонстрирует, что Беларусь может не справиться с таким свалившимся на нее счастьем.
«Беларусь должна провести серьезную подготовку к принятию такого объема транзита. Двукратное увеличение числа транзитных поездок приведет к перегруженности в пунктах пересечения границ и на основных международных магистралях, а также увеличит продолжительность поездок, что в свою очередь приведет к росту расходов для грузоперевозчиков. Все это  не оставляет большого пространства белорусским властям для маневра: им необходимо упростить процедуры транзита, если они хотят, чтобы грузоперевозчики не предпочли другие маршруты и способы перевозки грузов», - говорит Дмитриий Бабицкий.  По словам эксперта, анализ нынешней нормативно-правовой базы показал, что к операторам предъявляется ряд требований -- а иногда и запретов -- для въезда и пересечения территории Беларуси. Требуется подготовка значительного числа документов, соблюдение определенных стандартов, прохождение множества процедур и проверок. «Это требует времени, человеческих и финансовых ресурсов. Перевозчики также подвергаются серьезным рискам. Например, в некоторых случаях автомобиль может провести 3-4 дня в очереди на границе», -- говорит Дмитрий Бабицкий.
Рецепты улучшения ситуации просты и вполне могут быть реализованы. В первую очередь, это интеграция страны в ЕС и ВТО. В случае Евросоюза любые соглашения о свободной торговле, любые упрощения визового режима будут способствовать повышению объемов транзита. Потребуется также сближение технических стандартов в отношении транспортировки грузов (например, в части фитосанитарного контроля) с законодательством ЕС. Кроме того, необходимо как можно скорее отменить такие устаревшие требования, как обязательное конвоирование отдельных видов товаров. Приоритет должен быть отдан упрощению процедур, снижению объема бумажной работы, ускорению обработки информации, в том числе с использованием любых возможных IT-решений. Еще один важный аспект — увеличение доли белорусских перевозчиков в транзитных поездках. В случае, если необходимые меры будут приняты, у Беларуси есть все шансы стать региональным узлом, в том числе по дистрибъюции товаров в страны Таможенного союза. 
 
Впрочем, Беларусь может пойти и совершенно иным путем, отказавшись от роста доходов от транзита в пользу экологии и инфраструктуры. Сегодня многие страны, такие как Чехия, Литва, Дания задумываются, компенсирует ли прибыль от транзита затраты на содержание дорог, борьбу с выбросами выхлопных газов и так далее. Белорусы также начинают сталкиваться с проблемами, являющимися результатом выгодного транзитного положения. К примеру, сейчас вокруг Минска идет активное строительство логистических центров. Их близость к кольцевой дороге может привести к тому, что уже через несколько лет мы получим такую же ситуацию с пробками на МКАД, какую сегодня имеют москвичи. Возможно, проблему может решить строительство второй кольцевой дороги, о которой говорится уже несколько лет. Однако в любом случае, -- будет ли принято решение развивать транзит или отказаться от этого пути, -- делать это нужно с учетом всех возможных последствий.