Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Юрий Смирнов

Школа бизнеса. Шеф вправе красоваться на розовом Bentley, но тогда его призывы к экономии вряд ли будут услышаны

Вопрос о повышении конкурентоспособности белорусских предприятий сегодня становится одним из ключевых. От того, как он будет решаться, во многом зависят перспективы дальнейшего развития экономики. Несомненно, для повышения конкурентоспособности необходимы инвестиции, а также новые бизнес-идеи и  новые технологии. Немаловажным является и снижение затрат, поскольку продукция многих белорусских предприятий имеет слишком большую себестоимость и потому не может конкурировать по цене как на внутреннем, так и на внешних рынках. 

О ключевых моментах работы по снижению издержек рассказывает партнер и руководитель ряда программ Бизнес-школы ИПМ Владислав Толкач.
 
– Почему белорусским компаниям сегодня важно снижать издержки?
 
– Когда-то давно белорусские помидоры, трикотаж или транспортные услуги были дешевыми – и при этом достаточно качественными. Сегодня они часто стоят дороже, чем их зарубежные аналоги. При этом мы, к сожалению, не итальянцы в дизайне, не шведы в инновациях, не немцы в качестве. Мы можем делать что-то вполне достойное, но не топ-уровня. А дорогой продукт среднего качества сегодня никому не нужен.
 
– Как найти возможности снижения себестоимости?
 
– Если вдумчиво анализировать бизнес и те процессы, на которых он строится, таких возможностей можно найти массу. Приведу несколько примеров. 
Директор одного маслоделательного завода однажды внимательно посмотрел на этикетку, которая клеится на бутылку, и решил поменять сплошные полоски клея на пунктирные. Для этого пришлось покупать новый станок. Но экономия клея оказалась настолько велика, что приобретение нового станка себя довольно быстро оправдало. 
Другой пример. Компания начала выплачивать сотрудникам премии за рацпредожения, ведущие к снижению затрат. Но предложения сотрудники могли подавать лишь в сферах, находящихся вне зоны их ответственности. Причин такого подхода несколько. Во-первых, часто мы смотрим на свою работу замыленным взглядом. Во-вторых, нам не всегда выгодно снижать затраты в собственной зоне ответственности.
 
– С чего Вы бы посоветовали начать работу по снижению издержек?
 
– Культура низких издержек должна идти от босса. Шеф, несомненно, вправе красоваться перед коллективом на розовом Bentley. Но вряд ли в этом случае он может рассчитывать, что его призывы к экономии найдут отклик у сотрудников. Основатель низкозатратной и очень прибыльной компании IKEA Ингвар Кампрад ездит на общественном транспорте и живет в отелях категории не выше 3 звезд. Когда люди видят адекватный пример – они сами будут готовы идти в нужном направлении. 
Кроме того, многие белорусские компании имеют гораздо больше активов, чем могут себе позволить. Фактически  они стремятся стать натуральными хозяйствами, где все необходимое производится внутри. Но ведь непрофильные функции, скажем, транспорт, столовую и даже бухгалтерию часто выгодно отдавать на аутсорсинг. Конечно, существует проблема, связанная  с тем, что сегодня рынок соответствующих услуг в Беларуси еще не очень хорошо развит. Но двигаться в этом направлении нужно.
 
– Что делать, если необходимость снижения затрат вступает в противоречие с другими потребностями бизнеса? Простой пример: экономия на зарплате может привести к оттоку из компании квалифицированных специалистов. 
 
– Далеко не для всех людей деньги – основной мотивирующий фактор. Надо внимательно исследовать мотивационный профиль ключевых сотрудников и подбирать для них заменители высокой зарплаты. Такие бонусы могут дешево стоить компании и при этом высоко цениться работниками. Люди хотят заботы и любви. Если они их получают, то могут согласиться на зарплату более низкую, нежели средняя по рынку.
 
– Какие ошибки делают компании в области снижения издержек?
 
– Я бы скорее говорил о проявлениях финансовой безграмотности, из-за которых компания несет финансовые потери. Недавно мой знакомый похвастался, что переночевал в парижском пятизвездочном отеле за 25 евро. За двоих, в августе, в высокий сезон! Может ли такое быть? Да. Если отель понимает, сколько у него затрат постоянных, а сколько переменных, то может за 5 минут до наступления ночи сделать клиенту спецпредложение. Если отель покрывает свои переменные затраты в размере 24 евро (постирать белье, убрать номер, накормить гостей рогаликом), то может продать номер и за 25 евро. 1 евро на покрытие постоянных затрат – это лучше, чем пустующий номер и 0 евро. Белорусские бизнесмены, как правило, мыслят иначе: «Если я не продам за столько, за сколько решил – пусть оно лучше сгниет». К сожалению, мы это наблюдаем везде: от торговли бананами в гипермаркете до заказа такси на вокзале.
 
– Всегда ли нужно ставить снижение издержек бизнеса во главу угла? Бывают ли ситуации, когда на первый план выходят другие задачи, например, увеличение доли рынка?
 
– Здесь уместна аналогия с игрой в гольф. В этой игре нужно уметь широко размахнуться и ударить по мячику так, чтобы тот полетел очень далеко. Но когда мячик лежит около лунки, нужен выверенный точечный укол. Работа с издержками – это точечные уколы. Когда компания бурно растет, когда она захватывает рынок, ей обычно не до снижения издержек. Но когда территория завоевана – наступает эпоха шлифовки процессов и оптимизации системы.