Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Как эмоции влияют на успех бизнеса?

Эмоциональный климат в компании является одним из залогов ее успеха. Автор бестселлеров о лидерстве Тим Сандерс однажды заметил, что в трудные времена выживают именно эмоционально привлекательные компании, мрачные же – умирают.

О том, как управлять эмоциональным интеллектом (EQ) в бизнесе, в интервью ej.by рассказывает один из ведущих коучей России, преподаватель семинара Бизнес-школы ИПМ «Коучинг как инструмент развития эмоционального интеллекта» Наталия Долина.

– Что такое эмоциональный интеллект? И как в его развитии может помочь коучинг?


– Эмоциональный интеллект – это умение понимать свои чувства, чувства других людей и отношения с ними. Это управление эмоциями, которое вовсе не означает отказ от них. Управление эмоциями базируется на адекватном понимании ситуации и осознанном использовании всего спектра эмоций и их оттенков.

Коучинг имеет к этому непосредственное отношение, поскольку направлен на самопознание, выявление своих истинных желаний и целей, сильных и слабых сторон. Работая с коучем, клиент на самом деле ведет честный и ответственный диалог с самим собой. Кстати, сегодня многие руководители компаний осваивают технику коучинга, чтобы через диалог со своими подчиненными помочь их личностному и профессиональному росту. С этой точки зрения коучинг можно рассматривать как одну из технологий лидерства.

– Насколько умело российские и белорусские бизнесмены пользуются эмоциональным интеллектом?

– Лучше всего в эмоциональной сфере они освоили приемы построения быстрых коммуникаций. Типичный отечественный бизнесмен легко сходится с партнерами, и это, несомненно, хорошо. Правда, многие ограничиваются быстрыми «сцепками», поверхностными диалогами, стандартными проявлениями эмоций. Однако фундамент долгосрочного сотрудничества создается через умение слушать и слышать других, понимать их цели и ценности.
Еще один навык, которым пользуются буквально все бизнесмены – интуиция. Правда, немногие решаются в этом признаться. А зря: в развитых странах интуиция официально признана как инструмент лидерства, и руководители компаний активно участвуют в тренингах по ее развитию.

В целом, большинство отечественных бизнесменов пренебрегает эмоциональной составляющей искусства управления. Они затрачивают массу сил и здоровья, чтобы носить непроницаемые маски. Это не делает их более защищенными, но лишает важной информации о себе и внешнем мире.

– Приведите, пожалуйста, пример успешного использования эмоционального интеллекта в бизнесе.

– Одна крупная компания остановилась в развитии, а ее владелец (он же – генеральный директор) утратил видение ее будущего. Работая с коучем, собственник компании сделал открытие: это он сам перекрыл развитие бизнеса, поскольку уперся в свой профессиональный потолок и потерял видение личного будущего. Осознав это, он смог открыть в себе новый ресурс эмоциональных отношений, понять причины конфликтов и ошибок в коммуникациях, эмоционального выгорания сотрудников. После этого буквально в течение двух месяцев атмосфера в компании полностью изменилась. Появились новые перспективные проекты, возобновился рост показателей. Вслед за руководителем коучинговые инструменты начали осваивать другие члены команды, что повлекло новые изменения. В конце концов собственник понял, что пора передать управление бизнесом в другие руки, а самому стать идеологом и вдохновителем компании. Об этом мечтают многие отечественные владельцы компаний, но решаются на такой шаг единицы.

– Вы могли бы познакомить наших читателей с простыми и эффективными коучинговыми инструментами управления эмоциональным интеллектом?

– Попав в эмоциональную воронку – когда вы не управляете ситуацией, поскольку вами владеют эмоции, можно применить инструмент, который называется STOP. Это аббревиатура, где «S» означает «Step back», «шаг назад». То есть первым делом нужно выйти из ситуации, эмоционально от нее освободиться. Следующий шаг «T» («Think», «подумай») – нужно проанализировать ситуацию, глядя на нее со стороны. И вы убедитесь, что так она выглядит гораздо проще, чем воспринималась изнутри. «O» («Organize», «организуй») – систематизируйте свои мысли, чтобы понять, по каким причинам вы оказались в эмоциональной воронке. «P» («Progress», «двигайся вперед») – вернитесь в ситуацию, но с новым пониманием и рациональным решением, что делать дальше.

Еще один простой и практичный инструмент – визуализация будущего. Представьте, что вы уже держите в руках то, о чем мечтаете. Что вы видите, слышите, ощущаете? Как изменилась ваша жизнь, ваше отношение к достигнутой цели? Как эта взятая планка повлияла на ваше окружение? А теперь представьте свой последний шаг к этой цели, затем – предпоследний, и так далее вплоть до настоящего момента. Такой «тест-драйв» будущей жизни помогает избавиться от страха перед изменениями. Ведь обычно люди продумывают только ближайшие шаги, пугаются их – и останавливаются. Лучше планировать изменения с конца.

– Можно ли измерить эмоциональный интеллект?

– Да, наряду с традиционными тестами интеллекта IQ существуют и тесты эмоционального интеллекта EQ. Пока ими пользуются, в основном, консультанты и тренеры. Но я уверена: пройдет совсем немного времени, и отечественные компании начнут отбирать с помощью этих тестов эмоционально одаренных людей. Тех, кто поможет улучшить коммуникации, создать атмосферу сотрудничества и включить энергию лидерства.

– Влияет ли работа над своим бизнес-EQ на личную жизнь руководителя?

– Да, конечно – это как система сообщающихся сосудов. Переосмысление своей роли как руководителя, своих отношений с сотрудниками всегда меняет к лучшему и ситуацию в семье. Кстати, это работает и в обратном направлении: улучшая отношения в семье, осознавая свою ответственность за «вторую половину» и детей, человек становится более ответственным и в отношениях с партнерами, клиентами и командой.

– Какие возможны ошибки в отношениях коуч-клиент?

– Нужно четко понимать, за что отвечает коуч, работая с руководителем. Профессиональный коуч держит в фокусе человека, а не его бизнес. Он работает не с проблемой, а с личностью. А псевдокоучи, каких на рынке много, охотно берут на себя ответственность за деятельность бизнеса своего клиента. Ведь так легче получить заказ! Впрочем, псевдокоуч может действительно помочь в достижении этих целей, опираясь на свои знания консультанта, эксперта или совершая за клиента шаги, которые тот должен сделать сам. Грубо говоря, если клиент ищет высокооплачиваемую работу, псевдокоуч может «сосватать» его знакомым хедхантерам. Да, цель будет достигнута. Но какой ценой?! Зарплата клиента вырастет, а вот самооценка – вряд ли. Потому что он всегда будет помнить, кто на самом деле втащил его в светлое будущее. И не сможет повторить этот успех самостоятельно, без помощи «благодетеля». В настоящем коучинге клиент всего достигает сам. Сам учится на своих ошибках, сам нарабатывает опыт, сам единолично владеет результатом. Коуч для клиента – просто зеркало, которому невозможно врать, размышляя о своих проблемах. Именно такой коучинг ведет к росту личности, профессионализма, бизнеса.